В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 фотолюминесцентная эвакуационная система, ФЭС: Совокупность фотолюминесцентных элементов, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе при аварийном отключении освещения, а также для обеспечения процесса ликвидации чрезвычайной ситуации.
3.2 фотолюминесцентный материал: Материал, обладающий свойством фотолюминесценции, которая может проявляться как во время возбуждения, так и в течение некоторого времени после окончания возбуждения светом естественного или искусственного происхождения (ГОСТ Р 12.4.026).
3.3 длительность послесвечения: Время, в течение которого яркость свечения фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света снижается до значения 0,3 мкд/м (значение, превышающее порог чувствительности органа зрения в 100 раз) (ГОСТ Р 12.4.026).
3.4 цвет послесвечения: Цвет фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света (ГОСТ Р 12.4.026).
3.5 знак безопасности: Цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов (ГОСТ Р 12.4.026).
3.6 разметка: Элементы ФЭС - линейные, плоские и объемные фигуры, которые выполняют как в виде изделий, так и наносят на поверхности в местах размещения.
Примечание - Линии и фигуры применяют для обозначения самостоятельно или в сочетании с надписями и графическими изображениями.
3.7 сигнальная разметка: Цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п. в целях обозначения опасности, а также для указания и информации (ГОСТ Р 12.4.026).
3.8 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02).
3.9 морской (речной) объект: Морское или речное сооружение, способное плавать или перемещаться на воде и под водой (ГОСТ Р 22.0.09).
Примечание - К морским (речным) объектам относят: морские и речные надводные корабли или суда, катера, подводные лодки и специальные аппараты, базирующиеся на воде летательные аппараты, морские буровые установки и специальные плавучие средства различного назначения.
3.10 потенциально опасный морской (речной) объект, опасный морской (речной) объект: Морской (речной) объект, на котором используют, производят или добывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на акватории (ГОСТ Р 22.0.09).
3.11 эвакуационный выход: Выход, используемый для эвакуации людей и ведущий наружу или в безопасную зону.
Примечание - Эвакуационные выходы могут быть как основными, постоянно функционирующими для входа и выхода людей в обычной (штатной) ситуации, так и запасными, используемыми в условиях чрезвычайной ситуации.
3.12 аварийный выход: Выход, не отвечающий требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, но который может быть использован для спасания людей в условиях чрезвычайной ситуации.
3.13 путь эвакуации: Безопасный при эвакуации людей путь к эвакуационному выходу или месту размещения спасательных средств.
3.14 план эвакуации: Заранее разработанный план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.
3.15 дальность зрительного восприятия, дальность восприятия: Расстояние от наблюдателя до поверхности элемента ФЭС, с которого данный элемент может быть воспринят с достаточной видимостью, разборчиво и опознан по смысловому значению (функциональному назначению).
3.16 тупик: Путь, который не заканчивается эвакуационным выходом и не ведет к эвакуационному выходу или месту размещения спасательных средств.
3.17 направляющая линия (полоса): Элемент ФЭС в виде линии (полосы), обозначающей путь эвакуации.
При распространении ФЭС на плавучие транспортные средства и морские (речные) объекты следует использовать термины и определения в соответствии с положениями документов ИМО* и отраслевых стандартов, норм, правил по морскому и внутреннему водному судоходству.
_______________
* ИМО - Международная морская организация.
При распространении ФЭС на воздушные транспортные средства и летательные объекты следует использовать термины и определения в соответствии с положениями документов ИКАО*, ИАТА** и отраслевых стандартов, норм, правил по воздушному судоходству.
_______________
* ИКАО - Международная организация гражданской авиации.
** ИАТА - Международная ассоциация воздушного транспорта.