Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 51294.10-2002
(ИСО 15394-2000)

Группа П85

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Автоматическая идентификация

КОДИРОВАНИЕ ШТРИХОВОЕ

Общие требования к символам линейного штрихового кода
и двумерным символам на этикетках для отгрузки,
транспортирования и приемки

Automatic identification. Bar coding. General requirements
for bar code and two-dimensional symbols for shipping,
 transport, and receiving labels.



ОКС 35.040

ОКСТУ 4000

Дата введения 2003-07-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ/AIM РОССИЯ совместно с Академией автоматической идентификации и логистики при участии ФГУП Научно-исследовательского и экспериментально-конструкторского института тары и упаковки

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 355 "Автоматическая идентификация"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 октября 2002 г. N 395-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 15394-2000 "Упаковка. Символы штрихового кода и двумерные символы на этикетках для отгрузки, транспортирования и приемки" (ISO 15394-2000 Packaging - Bar code and two-dimensional symbols for shipping, transport and receiving labels), за исключением приложений G, H и раздела "Библиография". Дополнительные справочные фразы для учета потребностей национальной экономики выделены курсивом

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 Введение


Использование электронного обмена данными (Electronic Data Interchange - EDI) в сочетании с реальными транспортированием, отгрузкой и приемкой упакованных грузов, которые обеспечены прослеживаемостью по ИСО 9000, требует простого и уникального идентификатора, связанного с данными в электронном виде и транспортируемой единицей*.

______________________

* Под транспортируемой единицей понимают упаковочную единицу, предназначенную для отгрузки и состоящую из одного или нескольких товаров, которые могут быть упакованы или не упакованы (ГОСТ Р 51294.4).

Транспортные этикетки, маркированные штриховым кодом, широко используют в международной промышленной кооперации. Существует ряд различных стандартов, каждый из которых разработан под требования определенной отрасли. Для эффективного и экономичного использования в отраслевых и межотраслевых рамках необходим общий многоотраслевой стандарт.

Транспортная этикетка, маркированная штриховым кодом, разработана для обеспечения автоматизации управленческих операций отгрузки и приемки. Информация в штриховом коде транспортной этикетки может служить ключом для доступа к соответствующей базе данных, содержащей детальную информацию о транспортируемой единице, включая информацию, передаваемую путем электронного обмена данными. По соглашению между торговыми партнерами транспортная этикетка может также содержать иную информацию.

Двумерные символы могут быть включены в качестве вспомогательного средства для передачи больших объемов транспортных данных этикеток или данных, передаваемых от отправителя к получателю путем EDI, а также при работе систем транспортных перевозчиков для автоматической сортировки и поиска.

Настоящий стандарт является базой, которой должны соответствовать стандарты по применению, регламентирующие требования к этикеткам со штриховым кодом и двумерными символами для отгрузки, транспортирования и приемки. Указанные стандарты должны устанавливать более конкретные требования в пределах ограничений, устанавливаемых настоящим стандартом.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает:

- минимальные требования к проектированию этикеток транспортируемых единиц, содержащих символы линейного штрихового кода и двумерные символы для передачи данных между торговыми партнерами;

- требования по обеспечению прослеживаемости транспортируемой единицы с помощью уникального идентификатора транспортируемой единицы;

- руководство по заполнению этикетки данными, представленными в символах линейного штрихового кода, в двумерных символах или в виде текста для чтения;

- особые рекомендации по выбору символик;

- требования к качеству, классу и плотности символа;

- рекомендации по размещению этикетки, ее размеру и включению неформализованного текста и сопутствующей графики;

- руководство по выбору материала этикетки.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ИСО/МЭК 2382 (все части)* Информационная технология. Словарь

_______________________

* Ввиду большого объема разнородных понятий, устанавливаемых ИСО/МЭК 2382, и неконкретностью самой ссылки целесообразно использовать понятия в части штрихового кодирования по ГОСТ 30721/ГОСТ Р 51294.3

ИСО/МЭК 15416-2000 Информационная технология. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификации испытаний качества печати штриховых кодов. Линейные символы

ИСО/МЭК 15417-2000 Информационная технология. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода Code 128

ИСО/МЭК 15418-99 Информационная технология. Идентификаторы применения EAN/UCC и идентификаторы данных FACT и их ведение

ИСО/МЭК 15424-2000 Информационная технология. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Идентификаторы носителей данных (включая идентификаторы символик)

ИСО/МЭК 15434-99 Информационная технология. Синтаксис передачи данных для средств автоматического сбора данных высокой емкости

ИСО/МЭК 15438-2001 Информационная технология. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификации символики штрихового кода PDF417

ИСО/МЭК 15459-1-99 Информационная технология. Уникальная идентификация транспортируемых единиц. Общие положения

ИСО/МЭК 16023-2000 Информационная технология. Международная спецификация символики Maxicode

ИСО/МЭК 16388-99 Информационная технология. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода Code 39

     3 Определения


В настоящем стандарте применяют термины по ИСО/МЭК 2382 и следующий термин с соответствующим определением:

3.1 сортировка: Процесс, посредством которого система грузопереработки направляет упаковки и груз по определенному маршруту в среде распределения.

     4 Общие положения

4.1 Принципы

Этикетки со штриховым кодом предназначены для обеспечения автоматического обмена данными между всеми участниками канала распределения, например поставщиком, перевозчиком, заказчиком и прочими посредниками. Объем данных, содержащихся в символах линейного штрихового кода, двумерных символах и в виде текста для чтения, зависит от требований торговых партнеров. Если этикетку со штриховым кодом используют совместно с электронными базами данных и/или системами электронного обмена данными, объем данных может быть уменьшен до одной части данных - уникального идентификатора транспортируемой единицы.

Торговые партнеры имеют различные потребности в информации. Часть информации может быть общей для двух или более торговых партнеров, тогда как другая часть информации может быть специфичной для одного из торговых партнеров. Информация для различных торговых партнеров становится доступной в разное время, например:

- специальная информация о продукции - в пункте производства или упаковывания;

- информация о подготовке заказа - во время его подготовки;

- транспортная информация - во время поставки.

Торговые партнеры могут посчитать необходимым включить существенные элементы коммерческих данных дополнительно к тем, которые могут быть представлены в символах штрихового кода, двумерных символах (MaxiCode - приложение А и PDF417 - приложение В) и в виде текста для чтения.

Настоящий стандарт следует использовать вместе с руководствами по применению, определяющими выбор параметров, в которых заинтересованы торговые партнеры.

Рекомендации по выбору этих параметров приведены в приложении С.

4.2 Грузовая единица и транспортная упаковка

В качестве грузовой единицы рассматриваются одна или более транспортных упаковок или других предметов, объединенных такими средствами, как поддон, подкладной лист, строп, взаимная фиксация, склеивание, упаковывание в термоусадочную пленку, упаковывание в сетку, позволяющими осуществлять их транспортирование, штабелирование и хранение как единого целого. В качестве транспортной упаковки рассматривается упаковка, предназначенная для транспортирования, погрузки или разгрузки одного или более изделий, упаковок меньших размеров или массовых грузов. Грузовые единицы и транспортные упаковки рассматриваются в настоящем документе как транспортируемые единицы.

4.3 Уникальный идентификатор транспортируемой единицы

Уникальный идентификатор транспортируемой единицы присваивают каждой отдельной транспортируемой единице независимо от формата этикетки в соответствии с настоящим стандартом. Это требование является общим для всех форматов этикеток, установленных настоящим стандартом. Идентификатор (называемый также "licence plate" - "номерной знак") - это ключ, обеспечивающий доступ к информации, которая хранится в компьютерных файлах и может быть передана посредством электронного обмена данными. Идентификатор может быть использован всеми торговыми партнерами для получения информации о транспортируемой единице или ее местонахождении в цепи поставки, что позволяет прослеживать и идентифицировать отдельные транспортируемые единицы.

4.4 Форматы этикеток

4.4.1 Основная этикетка для отгрузки, транспортирования и приемки

Основная этикетка включает в себя минимальный набор данных, который удовлетворяет требованиям торговых партнеров в цепи поставок, если в распоряжении сторон-участниц имеется система электронного обмена данными, а также уникальный идентификатор транспортируемой единицы.

Дополнительно к уникальному идентификатору транспортируемой единицы на основной этикетке рекомендуется размещать следующую информацию:

- "От кого" ("Ship from") - наименование и адрес (для обеспечения возможности возврата груза в случае, если доставка невозможна);

- "Кому" ("Ship to") - наименование и адрес (для доставки груза);

- ключ к базе данных перевозчика (если уникальный идентификатор транспортируемой единицы не является таким элементом данных);

- ключ к базе данных заказчика (если уникальный идентификатор транспортируемой единицы не является таким элементом данных).

4.4.2 Расширенная этикетка для отгрузки, транспортирования и приемки

На практике полностью автоматизированные каналы связи, предоставляющие информацию о перемещении транспортируемых единиц исключительно на основе электронных файлов, не всегда доступны. В связи с этим существует необходимость отображения сопроводительной информации на самих транспортируемых единицах в дополнение к их идентификации. Различные информационные поля должны быть организованы согласно принятым нормам для обеспечения их интерпретации и обработки торговыми партнерами.

Расширенную этикетку используют, если данные основной этикетки являются недостаточными для удовлетворения требований всех торговых партнеров. Информация, представленная в расширенной этикетке, структурирована в трех сегментах:

- перевозчика - дополнительно к ключу от базы данных перевозчика этот сегмент может содержать дополнительные данные, такие как идентификатор отгрузки и инструкции по поставке;

- заказчика - дополнительно к ссылке к базе данных заказчика этот сегмент может содержать добавочные данные, такие как номер детали, присвоенный заказчиком;

- поставщика - дополнительные данные могут исходить от поставщика, например идентификатор продукции, номер партии, размеры.

     5 Содержание данных

5.1 Представление данных

5.1.1 Данные в символе линейного штрихового кода

Такие данные должны быть представлены в одной из трех допустимых комбинаций данных и символик штрихового кода:

a) идентификаторы применения EAN/UCC* (EAN/UCC Application Indentifiers обозначаются EAN/UCC AIs) в соответствии с ИСО/МЭК 15418** могут быть использованы только вместе с символикой UCC/EAN-128*** (подмножеством символики Code 128 по ИСО/МЭК 15417****);

_______________________

* Аббревиатура EAN/UCC в наименовании идентификаторов применения образована от обозначений международных организаций, осуществляющих ведение указанных идентификаторов: EAN International (EAN) - Международная ассоциация ЕАН и Uniform Code Council (UCC) - Совет по унифицированному коду. ЕАН/ЮСиСи - русское обозначение от международного EAN/UCC. В Российской Федерации некоммерческая Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ/АIM РОССИЯ (член EAN International) является единственной организацией, уполномоченной EAN International осуществлять управление системой EAN·UCC.

** ГОСТ Р 51294.8 соответствует ИСО/МЭК 15418.

*** Символику UCC/EAN-128 применяют по правилам EAN/UCC.

**** ГОСТ 30743 соответствует ИСО/МЭК 15417.

b) идентификаторы данных FACT* (FACT Data Identifiers обозначаются - FACT DIs) в соответствии с ИСО/МЭК 15418 могут быть использованы вместе с символами Code 39 согласно ИСО/МЭК 16388**;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs