Статус документа
Статус документа

ВСН 31-83/Минэнерго СССР Правила производства бетонных работ при возведении гидротехнических сооружений

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Общие указания

4.1. Транспортирование бетонной смеси должно быть организовано так, чтобы бетонная смесь на месте укладки имела заданную подвижность (жесткость) и связность.

4.2. Необходимая подвижность бетонной смеси при выпуске ее бетонным заводом и предельно допускаемая продолжительность транспортирования смеси должны устанавливаться строительной лабораторией в зависимости от температуры наружного воздуха и смеси и применяемых составов бетона.

Для бетонной смеси без добавок-регуляторов схватывания время транспортирования смеси от момента ее приготовления до момента подачи в блоки сооружения ориентировочно не должно превышать значений, указанных в табл.4.

 Таблица 4

Температура бетонной смеси и наружного воздуха, °С

Предельно допустимая продолжительность транспортирования смеси, ч

5-10

1,5

10-15

1,25

15-20

0,75

20-25

0,5



При применении цементов с удлиненными сроками схватывания или добавок-замедлителей схватывания (СП, СДБ в повышенных дозировках и т.д.) предельная продолжительность транспортирования смесей может быть увеличена в 1,5-3 раза.

4.3. При каскадном методе строительства гидроузла с массовой перевозкой бетонной смеси на расстояние свыше 15 км выбор добавок, предотвращающих расслоение смеси при транспортировании, и добавок-регуляторов схватывания, - а также определение предельно допустимой продолжительности транспортирования смеси должны производиться специализированной научно-исследовательской организацией Минэнерго СССР совместно с лабораторией строительства.

4.4. Способы транспортирования бетонной смеси до блока бетонирования определяются проектом производства работ и должны быть увязаны с возможностями бетонного хозяйства, характеристиками применяемых бетонных смесей и обеспечивать требуемую интенсивность бетонных работ. Для транспорта смеси должны использоваться, как правило, специализированные средства: при порционном способе - автобетоновозы, автобадьевозы, автосилобусы, автобетоносмесители, железнодорожные платформы для перевозки бадей или оборудованные опрокидными ковшами и другие; при непрерывном способе - ленточные конвейеры, бетононасосы и пневмобетоноукладчики.

4.5. Транспортные средства должны:

а) обеспечивать возможность перемещения бетонных смесей с требуемой крупностью зерен заполнителей, требуемой подвижностью и т.д.;

б) предохранять смесь в пути от воздействия атмосферных осадков, высоких и низких температур воздуха, ветра и солнечной радиации;

в) предотвращать быструю потерю подвижности смеси и значительное ухудшение ее однородности;

г) исключать потери цементного раствора и смеси в пути и при перегрузках;

д) обеспечивать минимальные затраты времени от момента приготовления смеси до ее поступления на место укладки;

е) обеспечивать возможно меньшие затраты труда на транспорт смеси;

ж) обладать высокой надежностью.

Автомобильный и железнодорожный виды транспорта

4.6. Полезная емкость транспортного средства (бетоновоза, силобуса, бадьевоза и т.д.) должна быть кратна объему замеса бетоносмесителя завода цикличного действия или бункера-накопителя завода непрерывного действия.

4.7. Загруженные на бетонном заводе транспортные средства должны снабжаться металлическими жетонами или бирками с указанием марки бетона и номера крана, под который она доставляется. У места приема бетонной смеси рекомендуется вывешивать хорошо видимую табличку с указанием требуемой марки бетона.

4.8. При транспортировании бетонной смеси повышенной пластичности особое внимание следует уделять местам примыкания заднего борта к кузову автосамосвала. При необходимости следует его уплотнять прокладками из листовой резины.

4.9. Разгрузка применяемых транспортных средств должна производиться постепенно в пределах 15-30 с, при этом транспортные средства должны обеспечивать полное их опорожнение от бетонной смеси. Очистка и промывка транспортных средств от налипшей бетонной смеси должна производиться не реже одного раза в смену.

4.10. Не допускается в процессе очистки кузовов автосамосвалов и силобусов, а также бадей и бункеров подвергать их ударному воздействию ручным инструментом: кувалдами, ломами и т.п. При их разгрузке следует применять вибраторы.

4.11. Промывка кузовов автобетоновозов всех типов и бадей должна производиться на специальных круглогодично действующих промывочных пунктах.

Ленточные конвейеры