Статус документа
Статус документа

СП 32-103-97 Проектирование морских берегозащитных сооружений

     5.10 Вдольбереговой и поперечный транспорт наносов     

5.10.1 Для определения расхода наносов, формирующихся под воздействием волнения и генерируемых им течений на заданной глубине в единицу времени с единичной площади подводного берегового склона от глубины начала движения наносов до высшей точки волнового наката, используется зависимость средней объемной интенсивности перемещения твердого материала от характеристик скоростного поля, выраженного через параметр Шильдса.

5.10.2 Расчет глубины начала перемещения донных наносов данной крупности под воздействием волнения проводится из условия равенства начальной скорости их движения волновой скорости на уровне абсолютной шероховатости твердых частиц. В связи с этим предварительно определяется структура и толщина погранслоя. Кроме того, при этих расчетах учитывается степень отстаивания скорости перемещения наносов от скорости волнового движения жидкости, обусловленной крупностью, плотностью и формой твердых частиц.

5.10.3 В конкретных природных условиях расход наносов не может превышать определенного предела, называемого емкостью вдольберегового и поперечного потоков наносов. Если лито- и гидродинамические и морфологические условия вдоль береговой линии остаются неизменными, то транзитный вдольбереговой расход наносов остается постоянным, не вызывая ни размыва, ни аккумуляции в пределах этого участка берега. При изменении указанных выше условий вдоль береговой линии емкость потока может уменьшиться, и избыток наносов выпадет из потока, вызвав аккумуляцию их на надводной и подводной частях берегового склона и возможное выдвижение линии уреза в сторону моря. При увеличении емкости вдольберегового потока наносов их дефицит будет возмещен за счет размыва пляжа и берегового уступа, и береговая линия на этом участке сместится в сторону суши.

5.10.4 При недостаточном количестве наносов на подводном береговом склоне реальный их расход, называемый мощностью вдольберегового и поперечного потоков наносов, составляет некоторую часть от емкости.

5.10.5 Необходимым и достаточным признаком равенства мощности и емкости вдольберегового и поперечного потоков наносов в естественных условиях на конкретном участке побережья является наличие в его пределах профиля относительного динамического равновесия подводного берегового склона, сложенного рыхлым материалом. И наоборот, необходимым и достаточным для формирования профиля относительного динамического равновесия является равенство мощности вдольберегового и поперечного потоков наносов их емкости при постоянном за длительное время волновом режиме.

5.10.6 Для перехода к оценке объемов перемещения наносов за определенное время, выраженное в сутках /сут), используется формула:

,                  (5.33)


где: - количество секунд в сутках (86400);

- продолжительность волнения, сут;

- расход наносов, м/с.

5.10.7 При расчете транспорта наносов необходимо учитывать фактор их истираемости во времени, которая приводит к уменьшению диаметра наносов, а это вызывает увеличение емкости и мощности потока наносов.

5.10.8 Расчет всех количественных характеристик вдольбереговых и поперечных потоков наносов от глубины начала их движения до высшей точки волнового нагона на береговой откос выполняется на ЭВМ согласно прилож.З.

5.10.9 В генеральных схемах берегозащитных мероприятий должны быть даны оценки бюджета наносов по всем литодинамическим системам, выделенным на рассматриваемом побережье. Оценка бюджета наносов в данной литодинамической системе основывается на учете поступления, выноса (потерь) наносов, их транспорта, результирующего избытка или дефицита наносов. Бюджет наносов определяется с целью качественной и количественной оценки их динамики на защищаемом участке побережья и соседних с ним.