Статус документа
Статус документа


ПР 50-732-93

Группа Т80

     
ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

     
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


См. Сравнительный анализ типовых положений о метрологической службе.



ОКСТУ 0008

Дата введения 1994-01-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ


РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ Е.А.Заец (руководитель темы), И.П.Канаева, Т.А.Иванова, Х.О.Маликова, Ю.И.Яжборовская

ВНЕСЕНЫ Главным управлением технической политики в области метрологии и Главным управлением региональной политики и государственного надзора

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 295

ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ


Настоящее Типовое положение распространяется на метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц независимо от форм собственности, осуществляющих выполнение работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, метрологическому контролю и надзору в Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и устанавливает их основные задачи, права и обязанности.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения (далее - предприятия), наделенные правами юридического лица, в соответствии со статьями 11 и 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

1.2. Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:

структурные подразделения (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;

головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;

метрологические службы предприятий, объединений, организаций и учреждений.

В целесообразных случаях допускается возложение обязанностей по выполнению работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений приказом руководителя государственного органа управления на ответственных должностных лиц центрального аппарата.

В составе концернов, акционерных обществ, ассоциаций, межотраслевых объединений (далее по тексту - объединений юридических лиц) по решению руководящих органов объединения может создаваться аналогичная структура метрологической службы, включающая службу главного метролога объединения, головные и базовые организации метрологической службы, выполняющие свои функции на основании договоров с предприятиями, метрологические службы предприятий (организаций), возглавляемые главными метрологами.

1.2.1. Головные и базовые организации метрологической службы определяются из числа ведущих научно-производственных (производственных) объединений, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, независимо от форм собственности, для выработки технической политики и координации работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений в отрасли (подотрасли) или иных областях деятельности, закрепленных за государственным органом управления или юридическим лицом.

1.2.2. Метрологические службы юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) независимо от их подчиненности и форм собственности образуются, как правило, в виде самостоятельных структурных подразделений для выполнения задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений при проведении исследований, разработок, испытаний, в производстве и (или) эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за юридическим лицом, а также для осуществления метрологического контроля и надзора, и возглавляются главными метрологами.

В состав метрологических служб могут входить самостоятельные калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений.

Допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения юридических лиц.

1.3. Права и обязанности структурных подразделений метрологической службы или иных организационных структур по обеспечению единства и требуемой точности измерений в центральном аппарате государственных органов управления Российской Федерации, головных и базовых организаций метрологической службы, а также на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях, пользующихся правами юридического лица, определяются Положением о метрологической службе государственного органа управления или юридического лица, разрабатываемым на основе настоящего Типового положения.

1.4. Положение о метрологической службе государственного органа управления должно содержать также информационные данные о государственном органе управления, структуре метрологической службы и ее звеньях, головных и базовых организациях метрологической службы, их основные задачи, обязанности и права. В Положении закрепляется распределение обязанностей между службой главного метролога в центральном аппарате, головными и базовыми организациями метрологической службы, устанавливается порядок утверждения Положений о головных и базовых организациях, а также основные направления деятельности всех звеньев метрологической службы.

1.4.1. Положение о метрологической службе государственного органа управления утверждается его руководителем.

В случаях, когда деятельность государственных органов управления Российской Федерации осуществляется в сферах, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", Положения о метрологических службах государственных органов управления Российской Федерации подлежат согласованию с Госстандартом России.

1.5. Положение о метрологической службе юридических лиц содержит информационные данные о юридическом лице и определяет структуру метрологической службы и ее звеньев, их задачи, обязанности и права.

1.5.1. Структура и штаты метрологической службы определяются руководителем юридического лица, исходя из объемов работ и с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ, а подразделения метрологической службы - к основным производственным, научно-исследовательским, конструкторским, проектно-конструкторским или технологическим подразделениям.

1.6. В своей деятельности метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц руководствуются законодательством Российской Федерации, в том числе Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательными актами республик в составе Российской Федерации, актами, принятыми администрацией автономной области, автономных округов, краев, областей и городов, стандартами и другими нормативными документами Государственной системы обеспечения единства измерений Российской Федерации, постановлениями Госстандарта России, другими нормативными документами, Положением о метрологической службе, приказами и руководящими документами государственных органов управления.

     2. ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. К главным задачам метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц относятся:

обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений в объединениях, на предприятиях;

определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности;

внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов (далее - средств измерений), эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;

осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений, проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;

осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

     3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ ГЛАВНОГО МЕТРОЛОГА В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Структурное подразделение (служба) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления имеет право:

3.1.1. осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

3.1.2. выдавать метрологическим службам подведомственных предприятий (организаций) обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

3.1.3. готовить предложения руководству государственного органа управления о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и осуществлять контроль за их деятельностью;

3.1.4. проводить аккредитацию головных и базовых организаций метрологической службы;

3.1.5. вносить предложения руководству государственного органа управления об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам; готовить заключения по проектам нормативных документов по вопросам метрологии;

3.1.6. готовить предложения руководству государственных органов управления о привлечении независимых экспертов к проведению метрологической экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации, к проведению экспертизы долгосрочных и среднесрочных программ метрологического обеспечения отрасли (подотрасли), к участию в аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы и других метрологических работах;

3.1.7. получать от подвергаемых контролю метрологических служб юридических лиц материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического надзора;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs