Статус документа
Статус документа

Руководство по оценке ровности дорожных покрытий толчкомером

4. Обоснование эталонного метода калибровки

4.1. В мировой практике контроля ровности автомобильных дорог за последние 10-15 лет для оценки их ровности достаточно широкое распространение находит международный показатель (индекс) ровности (International Roughness Index). Оценка ровности по получается путем моделирования проезда автомобиля с заданными параметрами подвески со скоростью 80 км/ч по контролируемому следу движения. При этом определяется сжатие рессор автомобиля. Показатель имеет размерность мм/м или м/км. По своей физической сущности показатель близок к оценке по толчкомеру. Для того, чтобы получить оценку ровности по , необходимо измерить продольный профиль контролируемого участка с шагом не более 0,25 м, а затем вычислить значение .

4.2. При калибровке средств измерения часто используют уравнение регрессии второго порядка, имеющее следующий вид:

,                                                                                        (1)

где:

- результат измерения эталонным устройством;

- результат измерения калибруемым устройством;

- неизвестные коэффициенты уравнения регрессии, которые необходимо определить.

Рассмотренный подход может быть использован при калибровке толчкомеров. При использовании в качестве эталонного показателя международного индекса ровности уравнение калибровки примет следующий вид:

,                                                                               (2)


где:

- оценка ровности участка по , м/км;

- оценка ровности участка по толчкометру, см/км.

Для определения коэффициентов , , регрессионного уравнения необходимо выбрать несколько калибровочных участков и получить их оценку ровности с помощью толчкомера и по . Порядок вычисления коэффициентов , , приведен в раздел

е 6.

4.3. Следует отметить, что до настоящего времени не принят международный стандарт, который классифицировал бы автомобильные дороги по ровности в соответствии со значениями международного показателя ровности . В приложении 1 приведена классификация ровности автомобильных дорог по , которая использовалась при проведении международных сравнительных испытаний по ровности, а также классификация, принятая в Бельгии, Швеции и Финляндии. Показатель ровности в нашей стране пока не включен в нормативные документы и не нашел широкого применения. В то же время, учитывая значительный рост международных перевозок, целесообразно оценивать ровность автомобильных дорог по этому показателю и осуществлять сравнение ровности отечественных автомобильных дорог с зарубежными.