Настоящее Руководство разработано для обеспечения сопоставимости результатов при измерении ровности покрытий автомобильных дорог с помощью толчкомеров.
Толчкомеры являются наиболее распространенными и недорогими быстродействующими средствами измерения ровности в России. Простота конструкции, высокая производительность при минимальных затратах делают актуальным их применение при строительстве, эксплуатации и диагностике автомобильных дорог.
Методу толчкомера присущи недостатки, связанные с повторяемостью и сопоставимостью результатов измерений. Эти недостатки обусловлены, главным образом, техническим состоянием транспортного средства, динамикой изменения параметров его подвески и шин, а также факторами методического характера.
Для уменьшения погрешности измерений и сопоставимости получаемых данных в руководстве описан метод калибровки толчкомеров с использованием эталонных участков. На основании экспериментальных исследований определены калибровочные зависимости толчкомеров по методу трехметровой рейки и международному индексу ровности .
Даны конкретные рекомендации по подготовке и проведению измерений, позволяющие минимизировать погрешности и получать сопоставимые результаты, что особенно актуально для обеспечения задач диагностики автомобильных дорог России, а также сравнивать состояние ровности отечественных автомобильных дорог с зарубежными на основании международного индекса ровности .
Следует отметить, что из-за большого количества факторов, влияющих на результаты измерений, достоверную оценку ровности с помощью толчкомеров можно получить только при добросовестном и скрупулезном выполнении всех положений настоящего руководства.
Коллектив исполнителей проделал большую экспериментальную и аналитическую работу, на основании которой получены зависимости и разработана методика для сопоставления результатов измерения ровности автомобильных дорог с помощью толчкомеров.
В разработке Руководства принимали участие: кандидаты техн. наук Юмашев В.М., Пахомов А.А., инж. Шпак A.M., Рвачев А.Н., Устименко Н.М.