2.4.1 Исследуемые параметры и характеристики:
- состав движения;
- фактическая скорость движения автомобилей в каждой из полос движения;
- геометрические параметры колеи (глубина и ширина колеи, высота и ширина гребней выпоров);
- геометрические параметры дороги (ширина проезжей части, число полос движения и ширина каждой полосы, ширина обочин, продольные и поперечные уклоны);
- ровность дорожных покрытий;
- сцепление покрытия с колесом автомобиля;
- прочность дорожной одежды.
2.4.2. Измерение геометрических параметров дорог с колеей геодезическими методами применяют на стадии обследования и разработки технического проекта ремонта дороги (при необходимости фрезерования, устройства выравнивающих слоев или уширения проезжей части).
В каждом поперечнике получают отметки 5 точек (рис.2.3): кромка проезжей части с двух сторон ( и ), середина проезжей части ( и ) с каждой стороны; ось дороги (О).
Рис.2.3. Схема расположения контрольных точек на покрытии:
О - ось дороги; и - кромка проезжей части с каждой стороны;
и - середина проезжей части с каждой стороны; , - дно
правой колеи в каждой полосе движения; , - вершина правой колеи
Геометрические параметры дороги замеряют через каждые 10 м по длине дороги. На участке дороги с колеей в поперечном профиле получают две дополнительные точки, характеризующие глубину колеи: дно колеи (точка 1) и вершину колеи (точка 2). Измерения проводят по внешней, правой колее (ближе к обочине) для каждой полосы движения, на которой имеется колея. Глубину колеи рассчитывают как разность отметок точек 2 и 1.
Высотные отметки дополнительных точек 1 и 2 определяют через 20 м, для привязки колеи к продольному и поперечному профилям дороги и составления картограммы фрезерования или устройства выравнивающих слоев. При наличии данных о глубине колеи, полученных другими методами, геодезическими методами глубину колеи замеряют не реже, чем 1 раз на каждые 100 м. В пикетажном журнале отмечают координаты начала и конца участка с колеей.
2.4.3. Оценку прочности дорожной одежды проводят на участках дороги с глубиной колеи более 35 мм или при наличии сетки трещин, свидетельствующей о возможной потере прочности одним или несколькими слоями дорожной одежды. Работы выполняют по методике ВСН 52-89 [32] весной. Для составления проекта могут быть использованы данные диагностики, взятые из банка данных, полученные в результате предшествующих обследований данного участка.
2.4.4. Обследование участков дорог с колеей методом отбора проб
2.4.4.1. Обследование покрытия и дорожной одежды ведут путем отбора проб вырубками прямоугольной формы размером 300х300 мм или высверливанием кернов диаметром 100 мм. Наиболее целесообразно высверливать пробы при помощи специальной буровой установки. Пробой считают не менее 2-х образцов кернов, взятых на расстоянии не более 0,5 м друг от друга (два керна - одна проба).
Отбор проб проводят с целью:
определить причину образования колеи в дорожной одежде (поиск слабого слоя);
оценить возможности вторичного использования материалов.
2.4.4.2. Глубина отбора проб зависит от вида и характера колеи:
при поверхностном характере колеи - глубину отбора кернов назначают равной толщине слоев асфальтобетона в дорожной одежде;
при глубинном характере колеи - глубину отбора кернов назначают равной толщине всей дорожной одежды. В этом случае необходимо взять и пробы грунта из активной зоны земляного полотна.
2.4.4.3. Рекомендуемые места отбора проб на одной полосе движения показаны на рис.2.4. Точка 1 расположена на дне внешней колеи (ближе к обочине) примерно в середине внешней колеи. Точка 2 удалена от оси дороги либо от линии, разделяющей полосы движения, на 0,2-0,3 м. Точка 3 расположена на вершине гребня выпора. Точка 3 является дополнительной. Независимо от вида колеи на каждом характерном участке отбирают одну контрольную пробу из точки 1 (рис.2.4.) на всю толщину дорожной одежды.