ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ КОЛЕЙ
НА НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖДАХ
Часть 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ КОЛЕЕОБРАЗОВАНИЯ НА НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖДАХ
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Росавтодора N ОС-556-р от 24.06.2002
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Росавтодора N ОС-441-р от 17.05.2002
Рекомендации по устранению колей на нежестких дорожных одеждах разработаны по заданию Государственной службы дорожного хозяйства и предназначены для использования дорожными проектными и производственными организациями при определении и оценке степени колееобразования, расчете и прогнозировании возможной динамики этого процесса, а также при выборе методов и технологии работ по устранению и предупреждению образования колей.
Рекомендации состоят из 3 частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Первая часть - содержит методику измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи. Ввиду отсутствия в дорожных организациях специальных передвижных дорожных лабораторий, оснащенных современным измерительным оборудованием, предлагается производить измерение глубины и параметров колеи с использованием укороченной двухметровой рейки. Дается шкала оценки глубины колеи по степени ее опасности для движения автомобилей.
Вторая часть - содержит методику расчета и прогнозирования возможного развития процесса колееобразования на перспективу 5 лет и более с учетом интенсивности, состава движения и доли тяжелых грузовых автомобилей исходя из прочности дорожной конструкции, свойств материалов слоев дорожной одежды и грунта земляного полотна, природно-климатических условий и других эксплуатационных факторов.
Третья часть - содержит непосредственно практические методы и рекомендации по ликвидации и предупреждению образования колеи.
Все методы борьбы с колееобразованием разделены на четыре группы:
- организационно-технические мероприятия по снижению темпов колееобразования;
- методы ликвидации колей без устранения или с частичным устранением причин образования колей;
- методы ликвидации с устранением причин образования колей;
- методы предупреждения образования колей.
Конкретный метод и технологию борьбы с колееобразованием выбирают в каждом случае на основе анализа результатов обследования общего состояния дороги, выявления причин образования колей, их глубины, геометрических параметров и протяженности, интенсивности и состава движения, с учетом финансовых и материально-технических возможностей, сроков выполнения работ и других факторов.
Методические рекомендации предназначены для расчета и прогнозирования колееобразования на нежестких дорожных одеждах вследствие накопления остаточных деформаций в грунте земляного полотна, слоях основания и покрытия, а также структурного разрушения каменного материала. Рекомендации следует применять для вновь проектируемых и эксплуатируемых дорог.
Методика основывается на результатах теоретических и экспериментальных исследований, выполненных на кафедре строительства и эксплуатации дорог МАДИ (ГТУ), с использованием данных исследований Союздорнии, ГУП Росдорнии и др.
Методика разработана временным творческим коллективом, созданным при ООО "МАДИ-Путь", в составе: д-ра техн. наук А.П.Васильева (научный руководитель), д-ра техн. наук Ю.М.Яковлева (ответственный исполнитель), канд. техн. наук М.Г.Горячева, инж. С.В.Лугова, инж. М.Ю.Расторгуева (МАДИ ГТУ); д-ра техн. наук А.В.Руденского (ГУП Росдорнии).
1.1. Методические рекомендации предназначены для расчета и прогнозирования колееобразования на нежестких дорожных одеждах вследствие накопления остаточных деформаций в грунте земляного полотна, слоях основания и покрытия, а также структурного разрушения каменного материала. Рекомендации следует применять для вновь проектируемых и эксплуатируемых дорог.
1.2. Методика расчета и прогнозирования колееобразования предусматривает:
1.2.1. Сбор и обработку исходных данных.
1.2.2. Расчет и прогнозирование накопления остаточных деформаций в земляном полотне.
1.2.3. Расчет и прогнозирование накопления остаточных деформаций в слоях основания, не содержащих органическое вяжущее.
1.2.4. Расчет и прогнозирование накопления остаточных деформаций в слоях асфальтобетона и других битумосодержащих слоях.
1.2.5. Определение общей глубины колеи на основе результатов, полученных в п.п.1.2.2.-1.2.4.
2.1. Сбор исходных данных включает получение сведений об интенсивности движения, конструкции дорожной одежды и фактической влажности грунта земляного полотна.
2.1.1. Фактическую интенсивность и состав движения в первый год после сдачи дороги в эксплуатацию определяют по окончании строительства или реконструкции путем непосредственных наблюдений на дороге в теплый период года (устойчивая положительная температура воздуха). При этом следует использовать методику, изложенную в приложении 6 Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог ВСН 6-90.
Полученные результаты заносят в табл.2.1.
Таблица 2.1.
Результаты учета движения на дороге ............................................ км...................
Типы автомобилей | Количество автомобилей в сутки |
Легковые автомобили | |
Легкие грузовые автомобили грузоподъемностью от 1 до 2 т | |
Средние грузовые автомобили грузоподъемностью от 2 до 5 т | |
Тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью от 5 до 8 т | |
Очень тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью более 8 т | |
Автобусы | |
Тягачи с прицепами |
Те же измерения производят во второй год эксплуатации.
2.1.2. Конструкцию дорожной одежды (материалы слоев, их толщины и тип грунта земляного полотна) определяют по данным проекта либо бурения дорожной одежды.
2.1.3. Расчетные характеристики грунта земляного полотна (влажность, угол внутреннего трения, модуль упругости) определяют по данным полевых и лабораторных испытаний или по проектной документации.
Влажность грунта, принимаемую за расчетную, определяют путем отбора проб грунта при бурении, которое производят в весенний период наибольшего увлажнения грунта в местах нулевых отметок или выемок (при их наличии). При невозможности получения фактических данных о влажности грунта допускается ориентировочное определение расчетной влажности по приложению 2. Для полученного значения расчетной влажности по приложению 2 назначают угол внутреннего трения грунта, используемый в дальнейших расчетах.
2.2. Интенсивность движения грузовых автомобилей, приведенную к расчетной нагрузке 100 кН на ось (50 кН на колесо), вычисляют по формуле:
, (2.1)
где или - количество автомобилей в сутки по типам из табл.2.1, авт./сут;
или - коэффициенты приведения автомобилей различного типа к расчетной нагрузке (см. табл.2.2).
Таблица 2.2
Коэффициенты приведения автомобилей различных типов к расчетной нагрузке
N | Типы автомобилей | Значение |
1 | Легковые автомобили | 0 |
2 | Легкие грузовые автомобили грузоподъемностью от 1 до 2 т | 0,005 |
3 | Средние грузовые автомобили грузоподъемностью от 2 до 5 т | 0,2 |
4 | Тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью от 5 до 8 т | 0,7 |
5 | Очень тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью более 8 т | 1,25 |
6 | Автобусы | 0,7 |
7 | Тягачи с прицепами | 1,5 |
2.3. По данным об интенсивности движения, приведенной к расчетной нагрузке, в первый и второй годы эксплуатации вычисляют показатель изменения интенсивности движения грузовых автомобилей , используя формулу:
, (2.2)
где и - расчетная интенсивность движения в первый и во второй годы наблюдений.
При определении величины можно воспользоваться данными проектной документации.
3.1. Вычисление ожидаемого суммарного числа приложений расчетных нагрузок по годам эксплуатации дороги при определении остаточных деформаций в грунте земляного полотна осуществляют по формуле:
, (3.1)
где - коэффициент, учитывающий число полос движения и распределение движения по ним (см. табл.3.1);
- суточная интенсивность движения автомобилей, приведенных к расчетной нагрузке, в первый год службы дорожной одежды, авт./сут;
- коэффициент суммирования, определяемый по графику рис.3.1.
- показатель изменения интенсивности движения по годам;
- расчетное количество дней в году, соответствующее определенному состоянию дорожной одежды (см. табл.3.2);
- срок службы дорожной одежды (см. табл.3.3.), годы.
Таблица 3.1
Значения коэффициента, учитывающего число полос движения
Число полос движения | Значения коэффициента для полосы номер | ||
1 | 2 | 3 | |
1 | 1,0 | - | - |
2 | 0,55 | - | - |
3 | 0,5 | 0,5 | - |
4 | 0,35 | 0,2 | - |
6 | 0,3 | 0,2 | 0,05 |