4.38. Одной из главных задач освещения выставочных помещений является обеспечение благоприятных условий восприятия экспонатов, определяемых как освещением самих экспонатов, так и освещением окружающего пространства.
Освещение экспонатов характеризуется средним значением КЕО в выставочной зоне помещения, равномерностью освещенности в выставочной зоне и направлением падения светового потока на плоскость выставочной зоны.
При освещении окружающего пространства должны обеспечиваться требуемое распределение освещенности в помещении; ограничение слепящего действия световых проемов; устранение инсоляции помещения; требуемое распределение яркости в помещении.
4.39. Среднее значение КЕО и предельно допустимое значение неравномерности освещенности в выставочной зоне в зависимости от вида экспозиции устанавливаются в соответствии с табл.45.
Таблица 45
Экспозиционные помещения | Средние значения КЕО, % | Отношение максимального значения КЕО к минимальному, не более |
Выставок монументальной и станковой живописи, гравюр, плакатов, ковров, тканей и т.п. | 1,5 | 1,3 |
Выставок скульптуры, архитектуры, мебели | 1,5 | 2,0 |
Политических, антропологических, археологических, этнографических выставок | 1,0 | 2,0 |
Исторических и военно-исторических выставок | 1,0 | 3,0 |
Машин, агрегатов, установок и т.п. | 3,0 | 3,0 |
4.40. Направление падения светового потока на выставочную зону зависит от расположения световых проемов относительно выставочной зоны и характеризуется углом (рис.30). Угол падения прямого света на плоские экспонаты (картины, плакаты, гравюры, ткани и т.п.) при расположении их на стенах помещения или вертикальных стендах выбирается в пределах от 45 до 75° (по отношению к горизонтали). При углах, больших 75°, на экспонатах создаются тени (от рамок и фактуры), искажающие облик экспонатов, при углах менее 45° отблески от экспонатов с блестящей фактурой будут попадать в глаза посетителей.
Рис.30. Поперечный разрез выставочного помещения
- защитный угол; - угол падения прямого света на середину выставочной зоны
Угол падения прямого света на объемные экспонаты выбирается в пределах от 30 до 50°; такое направление падения света в наилучшей степени выявляет форму и детали объемных экспонатов.
4.41. В выставочных помещениях световые проемы по возможности не должны попадать в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов; для ограничения слепящего действия световых проемов необходимо применять жалюзи и экраны.
При нормальном удалении посетителя от экспонатов (равном 1,5 высоты экспозиционной зоны) и ориентации глаз на середину выставочной зоны угол, под которым виден нижний край светопроема, должен быть не менее 30°. При обычном расположении окон (т.e. при высоте подоконников не более 1,2 м от пола) наружная стена (простенок) не должна использоваться для экспозиции.
4.42. В помещениях, предназначенных для экспозиции живописи, графики, тканей, ковров, гобеленов и т.п., прямой солнечный свет должен быть исключен вследствие его разрушающего действия на красители, ткани и бумагу.
Для устранения инсоляции в этих помещениях целесообразно выбирать ориентацию световых проемов на С-В, С, С-З. При другой ориентации световых проемов в этих помещениях необходимо применять регулируемые междурамные или наружные жалюзи.
В экспозиционных помещениях с объемными экспонатами (скульптурами, архитектурой, машинами и т.п.) инсоляция желательна, так как прямой солнечный свет в наилучшей степени выявляет форму и детали экспонатов. Для этих помещений ориентацию световых проемов следует выбирать на Ю-В, Ю, Ю-З.
4.43. Дополнительное искусственное освещение целесообразно использовать в следующих случаях:
а) при недостаточном естественном освещении;
б) при необходимости интенсивного местного освещения экспонатов (машины, агрегаты, витрины и стеклянные шкафы с мелкими экспонатами);
в) при необходимости выделить световыми акцентами отдельные экспонаты или их группы из общего объема интерьера (скульптуры, панно, картины и т.п.);
г) при неблагоприятном распределении естественной освещенности в помещении (например, когда часть экспозиционной площади находится в тени).
Искусственное освещение необходимо осуществлять преимущественно источниками света, излучение которых по спектру приближается к дневному. Для подсвета должна применяться специальная осветительная арматура, которая размещается, как правило, скрыто от посетителей (за подвесными потолками, встраивается в мебель или экспозиционное оборудование). При этом необходимо тщательно выбирать направление световых потоков, чтобы исключить, с одной стороны, возможность попадания в поле зрения посетителей незащищенных источников света, а, с другой, - возможность появления ярких бликов на экспонатах с полированными поверхностями.
При подсвете неравномерность распределения яркостей в поле зрения не должна превышать 40:1.
4.44. Отделка внутренних поверхностей экспозиционных помещений должна отвечать следующим требованиям: