4.30. При проектировании естественного освещения учебных помещений в общеобразовательных школах должны обеспечиваться нормированные значения КЕО; благоприятная светоцветовая среда; направление светового потока с левой стороны; зрительная связь с наружным пространством; минимизация слепящего и теплового действия прямой солнечной радиации; оптимальная цветовая отделка помещений с учетом ориентации и климатических условий, снижение теплопотерь через световые проемы.
4.31. В школьных классах следует применять левостороннее боковое освещение, при котором окна в наружных стенах располагаются с левой стороны от учащихся.
Во всех остальных помещениях (включая рекреационные) следует устраивать, как правило, боковое освещение через световые проемы в наружных стенах, которые должны обеспечивать зрительную связь с наружным пространством. Кабинеты для черчения и рисования, а также кабинеты, оборудованные техническими средствами обучения, расположенные на верхних этажах зданий, допускается проектировать с одним верхним освещением через световые проемы в покрытии.
4.32. Нормированные значения КЕО в классах следует принимать согласно табл.5.
При разработке типовых проектов школ, ориентация которых по сторонам горизонта при строительстве может быть разной, нормированное значение КЕО следует определять по СНиП II-4-79, а коэффициент солнечности климата - по табл.43.
4.33. Нормированное значение КЕО в классах обеспечивается выбором размеров и расположения световых проемов, площадь которых определяется по формуле
, (54)
где - относительная ширина световых проемов;
- высота оконных блоков, м.
При высоте оконных блоков =1,8 м, применяемых при заполнении световых проемов, относительная ширина вычисляется по формуле
. (55)
При высоте оконных блоков =2,1 м
. (56)
4.34. В учебных помещениях коэффициенты отражения поверхностей не должны быть менее:
потолков | 0,7 |
верхних частей стен | 0,6 |
панелей стен | 0,5 |
мебели | 0,35 |
полов | 0,25 |
4.35. Для цветовой отделки поверхностей интерьера рекомендуются зеленый, желтый, сине-зеленый и белый цвета. При южной ориентации световых проемов рекомендуются холодные тона, при северной - более теплые. В лабораториях, кабинетах черчения и рисования, где важно правильное различение цвета, пол, стены и мебель должны быть окрашены в ахроматические цвета.
4.36. В школах, проектируемых для строительства во II, III и IV климатических районах, должны предусматриваться солнцезащитные устройства для устранения слепящего действия прямой и отраженной блескости и перегрева от инсоляции.
Пример расчета естественного освещения школьного класса. Требуется определить размеры световых проемов класса.
Исходные данные. Район расположения школы - II пояс светового климата СССР (Ленинградская область); глубина классов =7,74 м; ширина =7,04 м; высота =3 м; высота световых проемов =2,1 м (высота подоконника =0,9 м), остекление двойное в спаренных деревянных переплетах; коэффициенты отражения: потолка =0,7; стен =0,45; пола =0,2.
Решение. Предварительный расчет относительной ширины световых проемов производится по графикам рис.25-28.