ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ОБРАБОТКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, КОНТЕЙНЕРОВ, СКЛАДСКИХ
ПОМЕЩЕНИЙ КАРАНТИННЫХ БАЗ И ДРУГИХ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
УТВЕРЖДЕНЫ начальником Главного управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ О.З.Исхаковым 15 июня 1993 г.
1.1. Правила определяют единую систему и порядок проведения ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств (вагонов, автотранспорта, самолетов, морских и речных судов), контейнеров, складских помещений и подконтрольных объектов.
1.2. Государственный ветеринарный контроль за проведением мероприятий по ветеринарно-санитарной обработке средств транспорта и контейнеров после перевозки грузов животноводства, а также других подконтрольных объектов (мест выгрузки, пристанционных складов и пр.) осуществляет служба Государственного ветеринарного надзора на транспорте и госгранице в соответствии с требованиями ветеринарного Устава РФ.
1.3. Транспортные средства (в том числе и контейнеры), используемые для перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения, подвергают ветеринарно-санитарной обработке на специально оборудованных пунктах или площадках с твердым покрытием, обеспечивающих сбор, очистку и обеззараживание сточных вод с последующим их отводом в систему канализации или естественные водоемы.
2. ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
2.1. В зависимости от характера перевозимых грузов и их ветеринарно-санитарной оценки транспортные средства обрабатывают по одной из трех категорий: первой, второй или третьей.
2.1.1. Обработке по первой категории подлежат транспортные средства, в которых перевозили:
- здоровых животных (включая птицу, зверей, зоопарковых животных, пчел, пресмыкающихся) из пунктов, благополучных по заразным болезням;
- мясо, мясопродукты, кожевенное и др. сырье боенского происхождения, полученные от убоя здоровых животных;
- отечественное кожевенное, а также прочее сырье небоенского происхождения, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом, заготовленное в пунктах, благополучных по заразным болезням животных;
- импортное сырье животного происхождения от здоровых животных, подвергнутое технологической обработке (полуфабрикаты);
- импортную шерсть, подвергнутую горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти;
- кость столовую и колбасную сухую;
- обработке подлежат транспортные средства, подаваемые под погрузку убойных животных, мяса, мясопродуктов, фуражного зерна и концентрированных кормов, перевозимых насыпью, если они ранее не использовались под перевозку животноводческих грузов.
2.1.2. Обработке по второй категории подлежат транспортные средства после перевозки:
- животных и птиц, среди которых при транспортировке были обнаружены больные или подозрительные по заболеванию заразными болезнями, а также трупы животных (птиц), падших от незаразных или заразных заболеваний, кроме указанных в п.2.1.3. настоящих правил;
- мяса, яиц, кожевенного и др. сырья животного происхождения, полученных от больных заразными заболеваниями животных и птиц или заготовленных в неблагополучных по заразным заболеваниям местах, кроме болезней, указанных в п.2.1.3;
- импортного кожевенного сырья боенского происхождения, перерабатываемого на общих основаниях;
- живой товарной рыбы, а также подаваемые под погрузку рыб, оплодотворенной икры, раков, предназначенных для целей разведения и акклиматизации;
- мясо, на особых в ветеринарно-санитарном отношении условиях;
- импортной шерсти, подвергнутой горячей мойке в стране-экспортере;
- ветсанобработке подлежат также транспортные средства, предназначенные для погрузки племенных, пользовательных, цирковых, зоопарковых животных, отправляемых на соревнования, выставки и т.п., а также под погрузку животных, мяса и мясопродуктов на экспорт.
2.1.3. Обработке по третьей категории подлежат транспортные средства после перевозки:
- животных, у которых в пути следования или при выгрузке установлено заболевание или подозрение на заболевание болезнями списка А, МЭБ, а также сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, эпизоотическим лимфангоитом, брадзотом, орнитозом, ящуром экзотических типов, африканской чумой свиней, или среди которых были животные, павшие от этих болезней;
- кожевенного сырья небоенского происхождения, не исследованного на сибирскую язву;
- импортного сырья животного происхождения, поступающего из стран Азии, Африки и Южной Америки;
- импортной шерсти, щетины, волоса, пуха, пера, очеса, линьки и др., не прошедших камерной обработки и горячей мойки;
- грузов животноводства неизвестного ветеринарно-санитарного происхождения;
- сырья и полуфабрикатов животного происхождения из стран, неблагополучных по заразным болезням животных, не встречающихся на территории России;
- сборной и полевой кости.
2.1.4. Не подлежат ветсанобработке транспортные средства после выгрузки благополучных по заразным заболеваниям скоропортящихся грузов, перевозимых в твердой упаковке, топленых жиров животного происхождения на экспорт, яиц птиц, товарного и яичного меланжа, меда, воска, вощины и сот, пищевых сывороток и плазмы крови в замороженном виде.
3.1. Категорию ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств устанавливает ветеринарный врач транспортного или пограничного контрольного ветеринарного пункта, который выдает специальное назначение установленной формы (см. приложение 1) на каждое транспортное средство, с указанием направления на обработку.
Контроль за осуществлением ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств возлагается на специалистов Государственного ветеринарного надзора.
3.2. Ветеринарно-санитарную обработку железнодорожных вагонов по I категории осуществляют силами железнодорожной станции на дезинфекционно-промывочной станции (ДПС), дезинфекционно-промывочном пункте (ДПП) или промывочном пункте (ПП), по II категории на ДПС, ДПП, а по III категории только на ДПС.
3.3. Дезинфекцию морских и речных судов по II и III категориям проводят на дезинфекционно-промывочных пунктах, а ветсанобработку по I категории - разрешается проводить в местах выгрузки животноводческих грузов с разрешения и под контролем органов, осуществляющих ветеринарный и санитарный надзор на речном транспорте и в морских портах.
3.3.1. Морские и речные суда после выгрузки животных и др. животноводческих грузов, подлежащие дезинфекции по II и III категориям, со всем оборудованием, навозом, остатками кормов закрывают, пломбируют под контролем работника госветнадзора, который выдает назначение установленной формы с указанием категории ветсанобработки. Подготовку судна к проведению дезинфекции согласно выданному ветврачом дезпромпункта предписанию обеспечивает капитан судна.
Предусмотренный порядок дезинфекции по категориям касается также причалов, погрузочно-разгрузочного инвентаря, техники и др. приспособлений. Подготовка к дезинфекции этих объектов возлагается на начальника грузового района порта.
3.4. Ветеринарно-санитарная обработка воздушных судов осуществляется силами и средствами аэропорта на специально отведенных площадках.
3.5. Промывку и дезинфекцию контейнеров в морских и речных портах, аэропортах, фабриках ПОШ, ДПС, ДПП и ПП проводят на специальных бетонированых площадках в санитарной зоне предприятия, имеющих канализационную систему, выходящую на очистные сооружения общехозяйственного назначения.
3.6. На наружной поверхности транспортных средств, подлежащих ветеринарно-санитарной обработке делают наклейки или четкие меловые надписи - "В дезинфекцию по категории".
3.7. После выгрузки животных, животноводческих грузов железнодорожные вагоны со всем оборудованием, навозом и остатками кормов с закрытыми дверями и люками, а при надобности с пломбами и закрутками по назначению специалистов ТКВП направляются на ветеринарно-санитарную обработку.
3.7.1. Вагоны для обработки по I категории направляют по пересылочным ведомостям с указанием "на ветсанобработку" с приложением ветеринарных назначений. Уведомительные телеграммы (телефонограммы) об этом подаются начальнику станций назначения и пункту Госветнадзора на ДПС (ДПП или ПП). О прибытии вагонов на ДПС (ДПП или ПП)) сообщается пункту Госветнадзора станции отправления.
3.7.2. Вагоны для обработки по II и III категориям направляются по полным грузовым документам с приложением ветеринарных назначений пункта Госветнадзора с пломбами железой дороги и с наложением закруток на двери. В грузовых документах указывают категорию обработки, а в вагонном листе делают отметку о находящемся в вагоне оборудовании. О времени отправления, номере и индексе поезда, номерах вагонов начальник станции отправления совместно с ветврачом пункта Госветнадзора сообщает по телефону начальнику станции назначения и расформирования поезда. Станция расформирования поезда сообщает станции назначения о дальнейшем прохождении указанных вагонов. О прибытии и обработке по II и III категориям вагонов начальник ДПС (ДПП и ПП) совместно с ветврачом ДПС сообщает в тот же день на станцию отправления (начальнику станции и ветврачу Госветнадзора), а также начальникам зональных управлений Госветнадзора на транспорте и госгранице дорог отправления и назначения вагонов. При нарушении этого порядке составляется акт установленной формы.
4.1. Транспортные средства, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке по I категории, сначала очищают от навоза, мусора, остатков груза и др. загрязнений, а затем промывают. Промывку проводят горячей водой. Струя воды у промываемой стенки должна иметь температуру не ниже 60 °С и давление при выходе из брандсбойта не менее 2 атм. В начале промывают пол и приспособления, затем стены, потолок и внутренние стороны дверей и решетки. Неотмытые загрязнения удаляют с помощью скребков, щеток и метел. Затем вторично промывают пол и приспособления до полного исчезновения помутнения стекающей воды. Заканчивают промывку обработкой стен.
4.1.1. Наиболее эффективно использовать для промывки транспортных средств принцип подачи воды под высоким давлением, для этого применяется машина ОМ-22614 при струе воды под давлением 14 атм.
4.1.2. Для промывки транспортных средств используют питьевую воду, соответствующую ГОСТу 2874-82.
4.2. Вагоны, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке по II категории, подвергают механической очистке, промывке и дезинфекции. Перед механической очисткой внутренние стены и пол или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся приспособления увлажняют дезинфицирующим раствором. Очистку и промывку проводят в порядке, как указано в п.4.1. Дезинфекцию проводят влажным или аэрозольным методами.
4.2.1. Для влажной дезинфекции используют установки, снабженные распыляющими наконечниками. Дезинфекции подвергают вначале пол, затем стены и потолок, после чего вторично дезинфицируют пол. Дезинфицирующий раствор распыляют под возможно прямым углом с равномерным нанесением его на всю внутреннюю поверхность вагона. Особенно тщательно орошают раствором углы, щели, двери и задверные пространства. Обязательно дезинфицируют наружные стены вагона и тормозные площадки.
4.2.2. Вагоны со всем оборудованием дезинфицируют одним из следующих дезинфицирующих средств: осветленным раствором хлорной извести, содержащим 2-3% активного хлора, раствором хлорамина с содержанием 5% ДВ, 2% раствором формальдегида, горячим (60-70 °С) 3-4% раствором каустической соды, щелочным раствором формальдегида с содержанием 1-3% каустической соды и 2-3% формальдегида. Норма расхода дезрастворов не менее 0,5 л/м площади и экспозиции 1 час; 5% раствор глутарового альдегида при норме расхода 0,75 л/м и экспозиции 1 час; раствор гипохлорита натрия или кальция с содержанием 3% активного хлора; препарат Глак в 0,2% концентрации (по ДВ) при норме расхода 0,5 л/м и экспозиции 3 часа; горячий (70-80°С) 15% раствор фрезота однократно из расчета 1 л/м при экспозиции 1 час; препарат гипохлорит кальция нейтральный марки Б с содержанием в растворе 3% активного хлора при расходе 1,0 л/м и экспозиции 3 часа (таблица 1).
Для дезинфекции морских (речных) судов можно использовать перекиси водорода и надуксусной кислоты в 3% концентрации из расчета 0,5 л/м; молочную кислоту (6%) - 0,5 л/м при экспозиции 1 час.
Таблица 1
Дезинфекция вагонов по II категории
|
|
|
|
|
Хлорная известь* | Влажный | 2,0-3,0 | 0,5 | 1 |
Формальдегид | - " - | 2,0 | 0,5 | 1 |
Каустическая сода* | - " - | 3,0-4,0 | 0,5 | 1 |
Щелочной раствор формальдегида (каустик и формальдегид) | - " - | 1,0-3,0 кауст. | 0,5 | 1 |
2,0-3,0 форм. | ||||
Глутаровый альдегид | - " - | 5,0 | 0,75 | 1 |
Гипохлорид натрия (кальция) | - " - | 3,0 | 0,5 | 3 |
Глак | - " - | 0,2 | 0,5 | 3 |
Фрезот | - " - | 15,0 | 1,0 | 1 |
Гипохлорид нейтральный марки Б | - " - | 3,0 | 1,0 | 3 |
Хлорамин | - " - | 5,0 | 0,5 | 1 |
Формальдегид | Аэрозальный | 38-40 | 40 мл/м | 1 |
Надуксусная кислота | - " - | 5,0 | 50 мл/м | 1 |
Глутаровый альдегид | - " - | 25,0 | 65 мл/м | 2 |
Формальдегид | Пларфор- маиновый | 38-40 | 50 мл/м | 3 |
____________________
* За исключением рефрижераторов
4.2.2.1. Дезинфекцию изотермических вагонов и контейнеров по II категории можно осуществлять с помощью пара по следующему режиму:
- после механической очистки транспортное средство горячей водой под высоким давлением не менее 14 атм. (140 кг с/см) при температуре 60-80 °С;
- внутренний объем транспортного средства (предварительно загерметизированного) заполняют текучим паром (120 °С) при давлении 2-5 атм. в течение 15 мин и 30 минутной экспозиции поступления пара в вагон или контейнер.