Пособие по проектированию методов регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна (к СНиП 2.05.02-85)

8. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДРЕНИРУЮЩИХ КАПИЛЛЯРОПРЕРЫВАЮЩИХ
И ГИДРОИЗОЛИРУЮЩИХ ПРОСЛОЕК

8.1. При разработке конструкций земляного полотна следует предусматривать варианты регулирования водно-теплового режима с применением дренирующих и капилляропрерывающих прослоек из геотекстиля и гидроизолирующих прослоек.

Дренирующая прослойка предназначена для отвода атмосферных осадков, которые могут просочиться через дорожную одежду, а также для отвода воды, отжимаемой из грунта при его осадке после оттаивания и под действием динамической нагрузки; капилляропрерывающая - для уменьшения поступления капиллярной воды в верхнюю часть земляного полотна от грунтовых вод, а гидроизолирующая - для изоляции грунта от всех видов влаги.

Дренирующую прослойку из геотекстиля укладывают над и под морозозащитным дренирущим слоем, а также под дорожной одеждой при отсутствии таких слоев.

Дренирующую прослойку поверху морозозащитного слоя нужно предусматривать при устройстве этого слоя из некондиционных песков в районах с частыми зимними оттепелями и при применении некондиционных песков с коэффициентом фильтрации менее 0,2 м/сут. Дренирующую прослойку поверху дренирующего слоя нужно предусматривать в случае работы такого слоя по принципу поглощения в районах с частыми зимними оттепелями.

Дренирующую прослойку понизу морозозащитного и дренирующего слоев нужно предусматривать при необходимости понижения толщины этих слоев из песчаных грунтов, устранения их заиления при производстве работ и в процессе эксплуатации дороги и уменьшения притока воды в глинистый грунт рабочего слоя земляного полотна.

На тех участках дорог, где обеспечена морозоустойчивость дорожной одежды, но требуется отводить воду из нее и верхней части земляного полотна, нужно предусматривать разработку варианта устройства дренирующей прослойки из геотекстиля вместо дренирующего слоя из песка.

Дренирующую прослойку из геотекстиля следует укладывать на всю ширину земляного полотна с выпуском полотнищ на откосы насыпи или в дренаж (рис.17,а).

Рис.17. Конструкции земляного полотна с дренирующими, армирующими, капилляропрерывающими
и гидроизолирующими прослойками

а - с совмещенной дренирующей и армирующей прослойкой; б - с капилляропрерывающей прослойкой;
в - с дренирующей и гидроизолирующей прослойками; г - с гидроизолирующей прослойкой;
д, е, ж - грунт в обойме; 1 - песок; 2 - трубчатый дренаж; 3 - глинистый грунт;
4 - нетканый синтетический материал; 5 - полиэтиленовая пленка или изол; 6 - материал типа колетанш



Капилляропрерывающие и гидроизолирующие прослойки нужно предусматривать при необходимости снижения высоты насыпи, уменьшения толщины морозозащитного и дренирующего слоев, а также основания дорожной одежды.

В конструкциях с грунтом в обойме (рис.17, д, е, ж) не нужно устраивать морозозащитный и дренирующий слои.

Капилляропрерывающую прослойку (рис.17, б) следует устраивать на глубине не менее 1,2 м от верха покрытия при условии, что прослойка возвышается над расчетным уровнем грунтовых или поверхностных вод, а полотнища выводятся на откосы или в дренаж. Для большей надежности конструкции возвышение над уровнем грунтовых вод следует принимать не менее 0,2 м и прослойку укладывать с поперечным уклоном для отвода воды на откос или в дренаж.

При необходимости ограничить увлажнение земляного полотна атмосферными осадками и грунтовыми водами устраивают дренирующую и капилляропрерывающую прослойки. Вместо капилляропрерывающей можно устраивать гидроизолирующую прослойку.

Гидроизолирующую прослойку под дорожной одеждой на всю ширину земляного полотна (рис.17, в) целесообразно устраивать на участках с обеспеченным поверхностным стоком и глубоким залеганием грунтовых вод в районах, где атмосферные осадки могут существенно влиять на влажность грунтов. Для отвода атмосферных осадков, которые могут просочиться через дорожную одежду, необходимо предусматривать устройство дренирующей прослойки на всю ширину земляного полотна, укладываемой на гидроизолирующую прослойку.

Конструкцию, показанную на рис.17, г, применяют на участках дорог, проходящих в насыпи при близких грунтовых водах или наличии поверхностной воды. Гидроизолирующую прослойку располагают на глубине не менее 1,2 м от верха покрытия, но не ниже 0,2 м от поверхности земли. Если существуют два источника увлажнения (осадки и грунтовые или поверхностные воды), то гидроизолирующую прослойку устраивают на всю ширину земляного полотна под дорожной одеждой, так же как в конструкции на рис.17, в, и на глубине не менее 1,2 м от верха покрытия (рис.17, ж).

Конструкцию (рис.17, д) устраивают в насыпи и в выемках с двумя источниками увлажнения при условии, что продольный уклон проезжей части для отвода воды из трубчатых дрен составляет не менее 5‰. Для отвода атмосферных осадков, которые могут просочиться через дорожную одежду, необходимо предусматривать устройство дренирующей прослойки на ширину проезжей части, укладываемой на гидроизолирующую прослойку.

Конструкцию (рис.17, е) применяют на участках, проходящих в равнинной местности при подтоплении грунтов активного слоя поверхностными или грунтовыми водами.

8.2. Дренирующие прослойки нужно устраивать из нетканых синтетических материалов, способных фильтровать воду в поперечном направлении в плоскости холста. Коэффициент фильтрации таких материалов должен быть не ниже 20 м/сут с учетом заиления.

В качестве капилляропрерывателя следует применять нетканые синтетические материалы, которые способны в "сухом" состоянии прекращать движение капиллярной воды снизу вверх (см. прил.5), а при заполнении прослойки водой обеспечивают выполнение требований неравенства (106). Такие материалы должны также обладать способностью фильтровать воду в поперечном направлении. Коэффициент их фильтрации должен быть не ниже 30 м/сут с учетом заиления.

Прослойки должны отвечать следующим требованиям:

выдерживать без повреждений нагрузки, возникающие при укладке и уплотнении вышележащих слоев грунта и дорожной одежды, а также при движении автомобилей по дороге;

противостоять воздействию неравномерного морозного пучения и осадки грунтов без разрывов и проколов, а также влаги и температуры без изменения указанных выше свойств;

сопротивляться разрушающему действию микроорганизмов и агрессивных вод;

быть технологичными.

На пучинистых участках автомобильных дорог следует применять материалы, деформативные свойства которых позволяют выдерживать неравномерное морозное пучение, т. е.

,                                               (96)