ГОСТ 30749-2001
(ИСО 789-7-91)
Группа Д29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Тракторы сельскохозяйственные
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ НА ОСЯХ ВЕДУЩИХ КОЛЕС
Agricultural tractors. Measurement of the driving axles power
МКС 65.060.10
ОКП 47 2200
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 275 "Тракторы"
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 20 от 1 ноября 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст ИСО 789-7:1991 "Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Часть 7. Определение мощности на оси" и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 27 мая 2002 г. N 206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30749-2001 (ИСО 789-7-91) введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2003 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные тракторы тяговых классов 0,6 и выше, тракторные самоходные шасси, лесохозяйственные тракторы (далее - тракторы), имеющие одну или две ведущие оси, и устанавливает методы испытаний по определению мощности, передаваемой через ведущие оси.
Требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2477-65 Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды
ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
ГОСТ 5985-79 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа
ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе
ГОСТ 19932-99 (ИСО 6615-93) Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрадсона
3.1 Испытуемый трактор должен соответствовать спецификации, указанной в отчете о результатах испытаний (приложение А).
3.2 Перед испытаниями трактор должен быть обкатан в соответствии с рекомендациями изготовителя в объеме, допускающем последующую полную загрузку трактора по мощности.
3.3 Дизельное топливо и смазочные масла, применяемые в тракторе, должны соответствовать требованиям технических условий и эксплуатационной документации на трактор конкретной модели.
При сертификационных и приемочных испытаниях должно применяться дизельное топливо плотностью (0,83±0,01) т/м или эталонное топливо, имеющее показатели, указанные в приложении Б.
3.4 Вспомогательное оборудование трактора, такое как воздушный компрессор или насос гидросистемы подъемного устройства, во время испытаний отключают только при нормальном режиме работы трактора в соответствии с руководством по его эксплуатации и без применения инструментов. Если отключение вспомогательного оборудования не предусмотрено изготовителем, то оно должно работать с минимальной нагрузкой.
3.5 Температура окружающего воздуха во время испытаний должна быть (23±7) °С, а атмосферное давление - не менее 96,6 кПа.
3.6 Температура охлаждающей жидкости и моторного масла должна соответствовать указанной в руководстве по эксплуатации трактора конкретной модели. При отсутствии таких указаний температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя и моторного масла в поддоне двигателя или перед масляным радиатором должна быть от 85 до 95 °С.
3.7 Питание двигателя осуществляют через расходомер, устанавливаемый за топливным баком. Во время измерения показателей топливный бак должен быть заполнен на (60±10)%. Подсоединение устройства для измерения топлива не должно изменять давление перед топливоподкачивающим насосом более чем на 10 кПа.
Температура топлива на входе в фильтр грубой очистки (при отсутствии фильтра грубой очистки топлива измерения проводят на входе в топливоподкачивающий насос) должна соответствовать температуре, которая создается при работе трактора с полной нагрузкой в течение 2 ч при условии, что топливо поступает из топливного бака.
4.1 Мощность на ведущих колесах трактора определяют методом измерения крутящих моментов на осях и частоты вращения при нагружении осей посредством динамометрического устройства.
4.2 Испытания проводят на специальном стенде, оборудованном динамометрами, с которыми соединяют все ведущие оси трактора.
4.3 Углы между валами, соединяющими ведущие оси с динамометром, не должны превышать 2 °С.
4.4 Применение, в случае необходимости, дополнительного устройства для выпуска отработанных газов не должно влиять на мощность трактора.
4.5 Испытания тракторов с механической ступенчатой трансмиссией проводят не менее чем на шести передачах в диапазоне скоростей от 3 до 16 км/ч или на всех передачах, если их число в указанном диапазоне скоростей меньше шести. Выбор передачи внутри указанного диапазона осуществляют из условия наиболее полного определения эффективности коробки передач. При наличии в трансмиссии преобразователя крутящего момента (увеличитель крутящего момента, удвоитель числа передач и т.п.), который может быть заблокирован водителем, испытания проводят с блокированным и разблокированным преобразователем.
Испытания тракторов с бесступенчатой трансмиссией проводят при шести равнорасположенных в установленном диапазоне скорости передаточных числах трансмиссии.
4.6 Испытания проводят при одинаковых нагрузке и частоте вращения двух колес одной оси. Разница в частотах вращения колес одной оси с неблокируемым дифференциалом не должна превышать 5%.