10.1 Параметры, контролируемые при приемочном контроле, приемосдаточных и периодических испытаниях и метод проведения соответствующих стендовых испытаний:
- усилие, необходимое для перемещения плунжера, - взвешиванием тарированного груза, подвешиваемого при проведении испытаний к точке подвеса. В случае использования иных способов создания нагрузки в процессе испытаний допускается использование динамометра. Погрешность измерения - ±5%;
- длина хода плунжера - при помощи универсального измерительного инструмента;
- вакуум, создаваемый в цилиндре насоса при движении плунжера, - измерением вакуумметром;
- радиальный зазор между внутренним диаметром цилиндра и наружным диаметром плунжера - измерением универсальным измерительным инструментом.
Для определения соответствия группы посадки насоса паспортным данным следует проверять номинальный диаметр цилиндра и плунжера по маркировке этих изделий. При несоответствии группы посадки паспортным данным насос бракуют.
Герметичность клапанных узлов и насоса в сборе проверяют опрессовкой маслом "Индустриальное И-12А" (ГОСТ 20799) с выдержкой в течение 15 мин и давлением 16 МПа. Герметичность клапанных узлов допускается проверять вакуумными испытаниями. Снижение вакуума при этом не должно превышать 0,01 МПа (0,1 кгс/см) за одну минуту.
Герметичность цилиндра в сборе со всасывающим клапаном и плунжером с нагнетательным клапаном проверяют опрессовкой маслом "Индустриальное И-12А" при температуре 20 °С на давление МПа ( - напор насоса, м вод. ст.). При испытаниях напор насоса принимают равным длине плунжера, выраженной в миллиметрах. Испытания проводят в течение 1 мин, допускаемое падение давления - не более 0,5 МПа (5 кгс/см).
10.2 Качество сборки механических узлов определяют визуально. Контроль качества насосов на дефекты внешнего вида проводят установкой насоса в трубный зажим и закреплением за верхний переводник или на горизонтальном стенде (стеллаже). При этом сверяют заводской номер, указанный в паспорте, с фактическим, указанным на переводнике втулочного (составного) цилиндра и на расточке цельного (безвтулочного) цилиндра. В случае отсутствия паспорта фиксируют фактический номер насоса.
10.3 Насосы бракуют в следующих случаях:
- если у втулочного цилиндра расстояние между торцами корпуса и переводника с обеих сторон более 18 мм;
- при невозможности захвата всасывающего клапана невставного насоса и извлечения его из цилиндра посадкой плунжера вниз и поворота его по часовой стрелке на 180° (после трехкратного повторения операции);
- при отсутствии краски (белил или сурика) на резьбовых соединениях;
- в случае непрохождения вставного насоса по всей длине через опорное кольцо замковой опоры;
- в случае непрохождения плунжера в цилиндр, соединенного с патрубком из НКТ длиной не менее 1200 мм;
- в случае несовпадения номера плунжера и его размера, указанного в паспорте, с фактическими; при несовпадении номера, но совпадении размера плунжера вносят соответствующее исправление в паспорт насоса;
- при нарушении целостности покрытия (отслоении, рисках, язвах, трещинах, забоинах) плунжера;
- при обнаружении оловянно-свинцового припоя на шариках клапанов;
- при обнаружении следов грубой обработки плунжера после его хромирования, при обнаружении в насосе хотя бы одной детали, бывшей в эксплуатации.
10.4 Качество сборки также может проверяться на специальном стенде с записью картограммы усилий перемещения плунжера в цилиндре насоса. Плунжер должен плавно, без заеданий, рывков и стуков перемещаться по всей длине цилиндра.
При наличии заеданий, рывков, стуков или невозможности сместить плунжер, или при перемещении плунжера не по всей длине цилиндра насос бракуется. Равномерное перемещение плунжера в цилиндре по всей длине должно быть обеспечено при разности нагрузок на штоке плунжера не более 200 Н.