Статус документа
Статус документа

ВСН 7-82/Гослесхоз СССР Инструкция по проектированию лесохозяйственных автомобильных дорог

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция по проектированию лесохозяйственных автомобильных дорог распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых дорог, которые предназначаются для транспортного освоения территории государственного лесного фонда в целях обеспечения выполнения всего комплекса работ, осуществляемого предприятиями лесного хозяйства (от восстановления и охраны леса до эксплуатации и переработки лесных богатств).

1.2. При разработке проектов лесохозяйственных автомобильных дорог необходимо учитывать требования норм проектирования гл.5 СНиП "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", по которым должны проектироваться:

- магистральные лесохозяйственные дороги, прокладываемые в лесопарках, зеленых зонах городов и крупных населенных пунктов;

- лесохозяйственные автомобильные дороги, которые могут быть включены в перспективе в сеть дорог общего пользования;

- лесохозяйственные автомобильные дороги, в составе движения которых ожидается участие транспортных средств других ведомств или индивидуального пользования в размерах, превышающих показатели п.1.9 и общую интенсивность движения 50 и более транспортных средств в среднегодовые сутки.

1.3. Участки лесохозяйственных дорог, размещенные в пределах границ населенных пунктов, проектируются по согласованию с органами архитектуры в соответствии с требованиями главы СНиП "Нормы проектирования. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов".

1.4. При проектировании сооружений и устройств лесохозяйственных автомобильных дорог, помимо требований настоящей Инструкции, необходимо соблюдать строительные нормы и правила, указания по проектированию отдельных сооружений и устройств, противопожарные и санитарные нормы, правила техники безопасности, а также указания по проектированию сооружений в районах вечной мерзлоты, сейсмических районах, на макропористых грунтах, в районах засоленных грунтов и других особых условиях.

1.5.  Проектирование лесохозяйственных дорог должно осуществляться согласно рекомендациям схем транспортного освоения территории лесного фонда, предприятий, областей, краев или республик, разработанных в соответствии с развитием лесохозяйственного производства и подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость их проектирования и строительства.

1.6. Проектирование лесохозяйственных дорог должно осуществляться исходя из полной мощности предприятия или его подразделения, но с учетом очередности его строительства, а также размеров и характера движения транспорта в период строительства. При этом проектирование должно начинаться с разработки схемы дорог на полное развитие предприятия или его части, а также с разработки основных проектных решений, необходимей для определения (по укрупненным показателям) стоимости строительства. Эти документы должны составлять неотъемлемую часть проекта (или рабочего проекта) на первую очередь строительства. На последующие очереди строительства должны разрабатываться проекты или рабочие проекты в установленном порядке.

1.7. Лесохозяйственные автомобильные дороги в предприятиях лесного хозяйства должны быть представлены разветвленной сетью постоянно действующих дорог различных назначений. Они должны отличаться простотой конструкции и иметь достаточную прочность для нормальной работы современных транспортных средств.

1.8. Использование автомобильных дорог других ведомств для перевозок лесохозяйственных грузов автомобилями и автопоездами с габаритами и весовыми параметрами, превышающими установленные главой 5 СНиП "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", согласовывается с организациями, в ведении которых они находятся, а при вывозке леса в хлыстах - и с Госавтоинспекцией. При необходимости предусматривается усиление проезжей части, конструкций сооружений или реконструкцию отдельных участков этих дорог.

1.9. При наличии в составе движения различных типов транспортных средств за расчетные при проектировании элементов поперечного профиля дорог, габаритов мостов и дорожных одежд следует принимать автомобили и автопоезда с наибольшими габаритами и осевыми нагрузками, которыми перевозится не менее 50% грузов или интенсивность движения которых составляет не менее 25% от общей.

1.10. Лесохозяйственные дороги, по которым в расчетный период или в перспективе будут производиться перевозки древесины в хлыстах или деревьев, следует прокладывать, как правило, в обход населенных пунктов. При прохождении дорог через населенные пункты следует предусматривать мероприятия, обеспечивающие безопасность движения местного транспорта и пешеходов, а также съезда на пересекаемые улицы.

1.11. В зоне промышленных лесозаготовок на площадях расчетного пятилетия сырьевых баз лесозаготовительных предприятий комплекс лесохозяйственных работ должен выполниться в основном за счет использования сети лесовозных дорог.

Для обеспечения соответствия уровня интенсивности лесного хозяйства уровню эксплуатации лесных массивов в пределах лесосырьевых баз лесозаготовительных предприятий необходимо предусматривать:

а) строительство новых лесохозяйственных дорог:

- на площадях необлесившихся вырубок и гарей прошлых лет;

- на площадях древостоев, требующих проведения рубок промежуточного пользования;

- за пределами площадей расчетного пятилетия в противопожарных целях на территории наземной охраны, а также для нужд заготовки лесохимического сырья;

б) соответствующий режим эксплуатации, ремонта и поддержания в нормальном состоянии той части автомобильных лесовозных дорог, которые будут необходимы для проведения лесохозяйственных работ после завершения промышленных рубок;

в) реконструкцию в лесохозяйственных целях зимних автомобильных и железных (колеи 750 мм) лесовозных дорог на площадях рубок прошлых лет.

1.12. Проектирование лесохозяйственных дорог должно осуществляться в соответствии с расчетной интенсивностью движения, определяемой по расчетному объему перевозок. При этом расчетную суточную (среднюю за расчетный год в обоих направлениях) или наивысшую часовую (по наиболее грузонапряженному месяцу в году) интенсивность движения принимают:

- при определении типа дороги, ее направления и проектировании геометрических элементов плана и продольного профиля дороги с учетом полного развития предприятия;

- при проектировании дорожных одежд на перспективу, равную среднему сроку службы их до капитального ремонта.

1.13. Технические решения, принимаемые в проектах по элементам плана, продольного и поперечного профилей, конструкциям дорожных одежд и земляного полотна, выбору транспортных средств, следует обосновывать сравнением вариантов по технико-экономическим показателям: стоимости строительства, затратам на ремонт и содержание дорог и себестоимости перевозок (с учетом разницы в стоимости и продуктивности занимаемых земель и затрат на их рекультивацию), а также по возможным затратам на переустройство или усиление конструктивных элементов отдельных сооружений (или участков дороги), не отвечающих величине возросшего объема перевозок, габаритам и весовым параметрам, принятых в проекте транспортных средств.

1.14. Ширину полосы отвода как постоянной, так и временной на период строительства дороги обосновывают в проекте с учетом требований "Норм отвода земель для автомобильных дорог".

1.15. Земельные участки, отводимые на период строительства дорог под притрассовые карьеры и резервы, временные подъездные дороги и другие нужды строительства, подлежат возврату тем землепользователям, у которых эти участки были изъяты, после приведения их в состояние, соответствующее требованиям "Основных положений по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведению геологоразведочных, строительных и иных работ".