Статус документа
Статус документа

ВСН 7-82           
----------------------------
Гослесхоз СССР   


ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

     
Дата введения 1983-07-01


РАЗРАБОТАНА Всесоюзным государственным проектно-изыскательским институтом "Союзгипролесхоз" Государственного комитета СССР по лесному хозяйству.

ПОДГОТОВЛЕНА специалистами: Г.К.Филипповым, И.И.Хатунцевым, О.Е.Кондратьевой, Ю.Д.Клириковым. В разработке приняли участие А.П.Алексеев и Р.Р.Родригес.

ВНЕСЕНА Всесоюзным государственным проектно-изыскательским институтом "Союзгипролесхоз"

СОГЛАСОВАНА Госстроем СССР 20 сентября 1982 г. N ДП-5232-1

УТВЕРЖДЕНА Государственным комитетом СССР по лесному хозяйства 15 октября 1982 г. N 5

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция по проектированию лесохозяйственных автомобильных дорог распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых дорог, которые предназначаются для транспортного освоения территории государственного лесного фонда в целях обеспечения выполнения всего комплекса работ, осуществляемого предприятиями лесного хозяйства (от восстановления и охраны леса до эксплуатации и переработки лесных богатств).

1.2. При разработке проектов лесохозяйственных автомобильных дорог необходимо учитывать требования норм проектирования гл.5 СНиП "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", по которым должны проектироваться:

- магистральные лесохозяйственные дороги, прокладываемые в лесопарках, зеленых зонах городов и крупных населенных пунктов;

- лесохозяйственные автомобильные дороги, которые могут быть включены в перспективе в сеть дорог общего пользования;

- лесохозяйственные автомобильные дороги, в составе движения которых ожидается участие транспортных средств других ведомств или индивидуального пользования в размерах, превышающих показатели п.1.9 и общую интенсивность движения 50 и более транспортных средств в среднегодовые сутки.

1.3. Участки лесохозяйственных дорог, размещенные в пределах границ населенных пунктов, проектируются по согласованию с органами архитектуры в соответствии с требованиями главы СНиП "Нормы проектирования. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов".

1.4. При проектировании сооружений и устройств лесохозяйственных автомобильных дорог, помимо требований настоящей Инструкции, необходимо соблюдать строительные нормы и правила, указания по проектированию отдельных сооружений и устройств, противопожарные и санитарные нормы, правила техники безопасности, а также указания по проектированию сооружений в районах вечной мерзлоты, сейсмических районах, на макропористых грунтах, в районах засоленных грунтов и других особых условиях.

1.5.  Проектирование лесохозяйственных дорог должно осуществляться согласно рекомендациям схем транспортного освоения территории лесного фонда, предприятий, областей, краев или республик, разработанных в соответствии с развитием лесохозяйственного производства и подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость их проектирования и строительства.

1.6. Проектирование лесохозяйственных дорог должно осуществляться исходя из полной мощности предприятия или его подразделения, но с учетом очередности его строительства, а также размеров и характера движения транспорта в период строительства. При этом проектирование должно начинаться с разработки схемы дорог на полное развитие предприятия или его части, а также с разработки основных проектных решений, необходимей для определения (по укрупненным показателям) стоимости строительства. Эти документы должны составлять неотъемлемую часть проекта (или рабочего проекта) на первую очередь строительства. На последующие очереди строительства должны разрабатываться проекты или рабочие проекты в установленном порядке.

1.7. Лесохозяйственные автомобильные дороги в предприятиях лесного хозяйства должны быть представлены разветвленной сетью постоянно действующих дорог различных назначений. Они должны отличаться простотой конструкции и иметь достаточную прочность для нормальной работы современных транспортных средств.

1.8. Использование автомобильных дорог других ведомств для перевозок лесохозяйственных грузов автомобилями и автопоездами с габаритами и весовыми параметрами, превышающими установленные главой 5 СНиП "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", согласовывается с организациями, в ведении которых они находятся, а при вывозке леса в хлыстах - и с Госавтоинспекцией. При необходимости предусматривается усиление проезжей части, конструкций сооружений или реконструкцию отдельных участков этих дорог.

1.9. При наличии в составе движения различных типов транспортных средств за расчетные при проектировании элементов поперечного профиля дорог, габаритов мостов и дорожных одежд следует принимать автомобили и автопоезда с наибольшими габаритами и осевыми нагрузками, которыми перевозится не менее 50% грузов или интенсивность движения которых составляет не менее 25% от общей.

1.10. Лесохозяйственные дороги, по которым в расчетный период или в перспективе будут производиться перевозки древесины в хлыстах или деревьев, следует прокладывать, как правило, в обход населенных пунктов. При прохождении дорог через населенные пункты следует предусматривать мероприятия, обеспечивающие безопасность движения местного транспорта и пешеходов, а также съезда на пересекаемые улицы.

1.11. В зоне промышленных лесозаготовок на площадях расчетного пятилетия сырьевых баз лесозаготовительных предприятий комплекс лесохозяйственных работ должен выполниться в основном за счет использования сети лесовозных дорог.

Для обеспечения соответствия уровня интенсивности лесного хозяйства уровню эксплуатации лесных массивов в пределах лесосырьевых баз лесозаготовительных предприятий необходимо предусматривать:

а) строительство новых лесохозяйственных дорог:

- на площадях необлесившихся вырубок и гарей прошлых лет;

- на площадях древостоев, требующих проведения рубок промежуточного пользования;

- за пределами площадей расчетного пятилетия в противопожарных целях на территории наземной охраны, а также для нужд заготовки лесохимического сырья;

б) соответствующий режим эксплуатации, ремонта и поддержания в нормальном состоянии той части автомобильных лесовозных дорог, которые будут необходимы для проведения лесохозяйственных работ после завершения промышленных рубок;

в) реконструкцию в лесохозяйственных целях зимних автомобильных и железных (колеи 750 мм) лесовозных дорог на площадях рубок прошлых лет.

1.12. Проектирование лесохозяйственных дорог должно осуществляться в соответствии с расчетной интенсивностью движения, определяемой по расчетному объему перевозок. При этом расчетную суточную (среднюю за расчетный год в обоих направлениях) или наивысшую часовую (по наиболее грузонапряженному месяцу в году) интенсивность движения принимают:

- при определении типа дороги, ее направления и проектировании геометрических элементов плана и продольного профиля дороги с учетом полного развития предприятия;

- при проектировании дорожных одежд на перспективу, равную среднему сроку службы их до капитального ремонта.

1.13. Технические решения, принимаемые в проектах по элементам плана, продольного и поперечного профилей, конструкциям дорожных одежд и земляного полотна, выбору транспортных средств, следует обосновывать сравнением вариантов по технико-экономическим показателям: стоимости строительства, затратам на ремонт и содержание дорог и себестоимости перевозок (с учетом разницы в стоимости и продуктивности занимаемых земель и затрат на их рекультивацию), а также по возможным затратам на переустройство или усиление конструктивных элементов отдельных сооружений (или участков дороги), не отвечающих величине возросшего объема перевозок, габаритам и весовым параметрам, принятых в проекте транспортных средств.

1.14. Ширину полосы отвода как постоянной, так и временной на период строительства дороги обосновывают в проекте с учетом требований "Норм отвода земель для автомобильных дорог".

1.15. Земельные участки, отводимые на период строительства дорог под притрассовые карьеры и резервы, временные подъездные дороги и другие нужды строительства, подлежат возврату тем землепользователям, у которых эти участки были изъяты, после приведения их в состояние, соответствующее требованиям "Основных положений по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведению геологоразведочных, строительных и иных работ".

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОРОГ

2.1. Лесохозяйственные автомобильные дороги по своему назначению и расчетной интенсивности движения подразделяются на три типа (табл.1).     


Таблица 1

Тип дорог

Расчетная интенсивность движения, авт./сут

Назначение дорог

1

2

3

I

25-50

Магистральные дороги, объединяющие дороги низших типов в единую транспортную сеть и соединяющие лесные массивы и лесохозяйственные предприятия с путями транспорта общего пользования

II

До 25

Дороги, обеспечивающие доступ транспорта в отдельные части территории лесного фонда и имеющие выход на магистральные лесохозяйственные дороги

Дороги, соединяющие обособленные лесные массивы, лесничества, лесопитомники, цехи переработки и другие объекты с путями транспорта общего пользования

III

Единичное движение

Дороги специального назначения: служебно-эксплуатационные на объектах осушения; дороги, прокладываемые к постоянным лесосеменным и егерьским участкам, кордонам и в противопожарных целях



2.2. Расчетная (среднегодовая) интенсивность движения принимается суммарно в обоих направлениях и определяется в соответствии с расчетным объемом перевозок, структурой грузов, составом транспорта средств и режимом работы дороги.

2.3. Показатели расчетной интенсивности движения для назначения типа дороги увеличиваются в 1,5 раза, если среднесуточная интенсивность движения наиболее напряженного в году месяца в 2 раза превышает расчетную среднегодовую суточную интенсивность.

3. РА3МЕЩЕНИЕ СЕТИ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОРОГ

3.1. Сеть лесохозяйственных автомобильных дорог следует размещать согласно схемам транспортного освоения лесного фонда, разработанным в соответствии с перспективой развития лесного хозяйства предприятия, области или республики.

3.2. При отсутствии схем транспортного освоения сеть дорог намечается с охватом всей территории лесного фонда предприятия или отдельной зоны тяготения (исходя из максимально благоприятных условий обеспеченности транспортом лесохозяйственного производства в перспективе) с выделением первой очереди строительства, осуществление которой позволит получить наибольший народнохозяйственный эффект (см. п.1.6).

3.3. Состав и границы зон тяготения лесохозяйственных дорог устанавливаются в зависимости от административно-хозяйственных границ предприятий, конфигурации лесных массивов, объемов и территориального размещения работ, рельефных, гидрогеологических условий местности, наличия существующих путей транспорта на основе технико-экономического анализа перспективных направлений грузопотоков.

3.4. При размещении лесохозяйственных дорог учитываются особенности ведения лесного хозяйства, продолжительность цикла лесохозяйственного производства, рассредоточенность лесохозяйственных работ по территории лесного фонда предприятия (зоны тяготения), необходимость многократного возвращения в одни и те же участки леса в течение дательного периода, а также проведение ряда работ в определенные агротехнические сроки.

3.5. При благоприятных рельефных и гидрогеологических условиях, если прокладка дорог не влечет за собой неоправданного роста стоимости строительства и ухудшения технико-экономических показателей работы лесохозяйственного транспорта, главные направления лесохозяйственных дорог I типа необходимо размещать по линии, делящей зону тяготения примерно на две равные части, а сеть дорог II и III типа - по возможности совмещать с направлениями квартальных просек так, чтобы углы примыканий дорог II и III типа были в пределах 45-60°.

При размещении сети лесохозяйственных дорог могут быть и другие решения, диктуемые местными условиями и технико-экономической целесообразностью.

3.6. В горных районах сеть лесохозяйственных дорог должна размещаться так, чтобы большая часть ее протяжения обеспечивала (с учетом принятого технологического процесса работ в лесу) транспортировку основной массы грузов по кратчайшему (при технической возможности и экономической целесообразности) направлению сверху вниз.

При соответствующем технико-экономическом обосновании прокладка дорог в горных условиях может осуществляться по водоразделам и через перевалы.

3.7. Густота дорожной сети должна обосновываться в каждом конкретном случае отдельно с учетом принятой технологии доставки грузов от дороги в лес или обратно, объема перевозок, типа подвижного состава и других факторов.

3.8. Капитальность дорог, входящих в сеть, обосновывается в каждом конкретном проекте в зависимости от величины объемов перевозок, типа транспортных средств и других факторов.

3.9. Целесообразность и очередность строительства устанавливается по величине экономического эффекта, достигаемого после строительства дороги за счет транспортировки грузов, уменьшения себестоимости перевозок и ликвидаций других потерь производства, вызванных отсутствием надлежащей дорожной сети.

3.10. При проектировании лесохозяйственных дорог необходимо предусматривать их увязку с другими объектами предприятия, а если это технически возможно и экономически целесообразно, совмещать их со строительством сооружений (подъезды к объектам лесоосушения, противопожарные водоемы и подъезды к ним, небольшие плотины и площадки в лесопарках и т.д.), способствующих развитию смежных работ.

3.11. На участках лесоосушения при технологической необходимости предусматривается строительство дорог III типа служебно-эксплуатационного назначения в количестве, обеспечивающем выполнение работ по освоению территории и текущему содержанию каналов, которые в совокупности с кавальерами, устраиваемыми вдоль каналов для проезда, должны создавать единую сеть служебно-эксплуатационных дорог, примыкающую к дорогам II и I типа.

3.12. Для обеспечения связи сети служебно-эксплуатационных дорог с существующими или проектируемыми дорогами намечаются к строительству дороги I или II типа в зависимости от размера движения.

3.13. Внутри объектов лесоосушения сеть служебно-эксплуатационных дорог или кавальеров, расположенных вдоль осушителей и собирателей, может объединяться:

- дорогами, размещенными вдоль каналов и прокладываемыми по минеральным грунтам или торфам устойчивой консистенции;

- дорогами, проложенными по водораздельной части мелиоративного фонда с устройством специальных подъездов к служебно-эксплуатационным дорогам и кавальерам (размешенным вдоль каналов), обеспечивающих въезд в межканальные пространства с верховой стороны.

Целесообразность схемы освоения территории объекта лесоосушения дорогами должна подтверждаться технико-экономическими расчетами.

3.14. При прокладке магистральных лесохозяйственных дорог I типа в пределах существующих для проектируемых объектов осушения с торфами устойчивой консистенции желательно максимально использовать направление служебно-эксплуатационных дорог или кавальеров, стремиться к совмещению искусственных сооружений, предусматривать съезды на боковую сеть служебно-эксплуатационных дорог и кавальеров с целью организации единой системы транспортных путей и водоотвода.

3.15. Размещение транзитных лесохозяйственных дорог, а также дорог общего или промышленного назначения с высокой интенсивностью движения в пределах лесопарковых территорий не рекомендуется.

3.16. Вдоль подъездных автомобильных дорог к лесопаркам при необходимости устраиваются велосипедные и пешеходные дорожки, которые могут располагаться на полотне дороги, на уступах, устраиваемых в откосах насыпей и выемок, а также за пределами земляного полотна.

3.17. При проектировании специальных автопрогулочных дорог внутри крупных лесопарков необходимо стремиться к объединению отдельных особо живописных мест в единую видовую панораму специально для обозрения ландшафта с устройством самостоятельных или совмещенных с земляным полотном дороги видовых площадок, обеспечивающих удобство и безопасность посадки и высадки пассажиров, въезда и выезда транспортных средств, кратчайшее переходное сообщение с объектом, обслуживаемым стоянкой, и возможность маневрирования и разворота автомобилей и автобусов.

Места стоянки автомобилей у видовых площадок в лесопарках, у погрузочно-разгрузочных фронтов, контор лесхозов и т.д., совмещенные с земляным полотном лесохозяйственных дорог, должны устраиваться за пределами проезжей части дорог в виде специальных полос или площадок.

3.18. Лесохозяйственные автомобильные дороги в лесохозяйственной части зеленых зон населенных пунктов и промышленных узлов должны проектироваться в соответствии с рекомендациями перспективных проектов планировки так, чтобы дальнейшее их усиление до норм, предусмотренных перспективными документами, не повлекло за собой капитального переоборудования дороги, связанного с невозможностью использования значительной части первоначальных устройств и больших затрат.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».