Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОРОГИ



2.1. При разработке программы строительства новой федеральной автомобильной дороги общего пользования заказчик представляет органам государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение варианты принципиального направления трассы. В материалах приводится сравнение вариантов с учетом изменения зон тяготения, влияния на транспортное обслуживание, социальное и экономическое развитие и экологическую обстановку регионов, перспектив использования территорий, изъятия земельных участков, сроков и продолжительности строительства, размеров и экономической эффективности инвестиций.

Выбор общего направления трассы производится с соблюдением природоохранного, земельного, водного, лесного и другого законодательства Российской Федерации, с учетом проектов районной планировки городов, поселков, региональных схем развития соответствующих инженерных коммуникаций, железных дорог энергосистем. При этом проводится всестороннее изучение условий строительства на всех возможных и рекомендуемых вариантах.

Решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о целесообразности предлагаемого варианта является основанием для выбора на последующих стадиях в установленном порядке земельного участка и оформления территориальным органом Федеральной службы земельного кадастра акта о предварительном согласовании места размещения предлагаемой дороги и ее придорожных полос.

2.2. Программа развития является одним из документов, разрабатываемых на прединвестиционном этапе в соответствии с приказом ФДС России от 02.04.99 г. N 81 "О порядке подготовки и принятия решений по инвестициям в автомобильные дороги из Федерального дорожного фонда Российской Федерации" и "Регламентом действий структурных подразделений ФДС России по обеспечению разработки, согласования, экспертизы и утверждения документации", утвержденным распоряжением ФДС России от 01.06.99 г. N 768.

2.3. Оценка воздействия на окружающую среду выполняется в соответствии с порядком, установленным органами, специально уполномоченными в области охраны окружающей среды, с учетом требований действующих нормативных документов и настоящего Руководства.

2.4. На стадии разработки "Программы развития дороги" в разделе "Охрана окружающей среды" приводятся предварительные оценки возможного экологического воздействия, включающие:

- общую характеристику региона;

- обоснование необходимости развития сети автомобильных дорог;

- существующую и предполагаемую интенсивность и состав движения;

- существующий и предполагаемый уровень загрязнений окружающей среды вдоль предполагаемой трассы;

- площадь отчуждения земель под постоянный и временный землеотводы;

- наличие и краткая характеристика населенных пунктов вдоль предполагаемой трассы;

- наличие особо охраняемых природных объектов, памятников природы и архитектуры;

- места компактного проживания малых народов.

2.5. На предпроектном этапе в соответствии с требованиями СНиП 11-01-95 заказчик составляет "Ходатайство (декларацию) о намерениях" с учетом федеральных и территориальных программ и планов, разработанных ранее схем развития дорожной сети. В состав "Ходатайства" входят общие данные, подтверждающие возможность строительства (реконструкции, ремонта) данного объекта, в том числе данные, по которым могут быть установлены экологические ограничения:

- примерная численность работающих на дороге в разные периоды и источники обеспечения их жилищно-коммунальных и социально-бытовых нужд;

- потребность в земельных ресурсах (постоянного и временного отвода), их место и принадлежность, необходимость сноса;

- размещение и мощность обеспечивающих предприятий, карьеров;

- предварительный анализ возможного влияния объекта на окружающую среду (по аналогичным объектам);

- прочие существенные для данных условий характеристики (источники энергии, водоснабжения, очистка стоков, потребность во временных дорогах и т. п.), которые дополняются и используются на последующем этапе проектирования при детальной оценке воздействий на окружающую среду.

В материалах "Ходатайства о намерениях" картографическую информацию, относящуюся к выбору вариантов трассы и отводу земель, рекомендуется представлять на топографических планах с возможно более полной ситуацией, совместимых с планами землепользования, масштабом не менее 1:10000.

2.6. В состав обосновывающих материалов следует включать:

- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);

- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;

- оценку воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;

- оценку значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;