2.1. При разработке программы строительства новой федеральной автомобильной дороги общего пользования заказчик представляет органам государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение варианты принципиального направления трассы. В материалах приводится сравнение вариантов с учетом изменения зон тяготения, влияния на транспортное обслуживание, социальное и экономическое развитие и экологическую обстановку регионов, перспектив использования территорий, изъятия земельных участков, сроков и продолжительности строительства, размеров и экономической эффективности инвестиций.
Выбор общего направления трассы производится с соблюдением природоохранного, земельного, водного, лесного и другого законодательства Российской Федерации, с учетом проектов районной планировки городов, поселков, региональных схем развития соответствующих инженерных коммуникаций, железных дорог энергосистем. При этом проводится всестороннее изучение условий строительства на всех возможных и рекомендуемых вариантах.
Решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о целесообразности предлагаемого варианта является основанием для выбора на последующих стадиях в установленном порядке земельного участка и оформления территориальным органом Федеральной службы земельного кадастра акта о предварительном согласовании места размещения предлагаемой дороги и ее придорожных полос.
2.2. Программа развития является одним из документов, разрабатываемых на прединвестиционном этапе в соответствии с приказом ФДС России от 02.04.99 г. N 81 "О порядке подготовки и принятия решений по инвестициям в автомобильные дороги из Федерального дорожного фонда Российской Федерации" и "Регламентом действий структурных подразделений ФДС России по обеспечению разработки, согласования, экспертизы и утверждения документации", утвержденным распоряжением ФДС России от 01.06.99 г. N 768.
2.3. Оценка воздействия на окружающую среду выполняется в соответствии с порядком, установленным органами, специально уполномоченными в области охраны окружающей среды, с учетом требований действующих нормативных документов и настоящего Руководства.
2.4. На стадии разработки "Программы развития дороги" в разделе "Охрана окружающей среды" приводятся предварительные оценки возможного экологического воздействия, включающие:
- общую характеристику региона;
- обоснование необходимости развития сети автомобильных дорог;
- существующую и предполагаемую интенсивность и состав движения;
- существующий и предполагаемый уровень загрязнений окружающей среды вдоль предполагаемой трассы;
- площадь отчуждения земель под постоянный и временный землеотводы;
- наличие и краткая характеристика населенных пунктов вдоль предполагаемой трассы;
- наличие особо охраняемых природных объектов, памятников природы и архитектуры;
- места компактного проживания малых народов.
2.5. На предпроектном этапе в соответствии с требованиями СНиП 11-01-95 заказчик составляет "Ходатайство (декларацию) о намерениях" с учетом федеральных и территориальных программ и планов, разработанных ранее схем развития дорожной сети. В состав "Ходатайства" входят общие данные, подтверждающие возможность строительства (реконструкции, ремонта) данного объекта, в том числе данные, по которым могут быть установлены экологические ограничения:
- примерная численность работающих на дороге в разные периоды и источники обеспечения их жилищно-коммунальных и социально-бытовых нужд;
- потребность в земельных ресурсах (постоянного и временного отвода), их место и принадлежность, необходимость сноса;
- размещение и мощность обеспечивающих предприятий, карьеров;
- предварительный анализ возможного влияния объекта на окружающую среду (по аналогичным объектам);
- прочие существенные для данных условий характеристики (источники энергии, водоснабжения, очистка стоков, потребность во временных дорогах и т. п.), которые дополняются и используются на последующем этапе проектирования при детальной оценке воздействий на окружающую среду.
В материалах "Ходатайства о намерениях" картографическую информацию, относящуюся к выбору вариантов трассы и отводу земель, рекомендуется представлять на топографических планах с возможно более полной ситуацией, совместимых с планами землепользования, масштабом не менее 1:10000.
2.6. В состав обосновывающих материалов следует включать:
- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
- оценку воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
- оценку значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;