Статус документа
Статус документа


ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОТ КОРРОЗИИ
МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ РСФСР МОСТОВ, ОГРАЖДЕНИЙ И ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ



УТВЕРЖДЕНА Главдорупром Минавтодора РСФСР (письмо от 19.12.88 N ГДУ-302)

ПРЕДИСЛОВИЕ


Инструкция по защите от коррозии металлических конструкций эксплуатируемых на автомобильных дорогах РСФСР мостов, ограждений и дорожных знаков разработана сотрудниками отдела мостов НПО "РосдорНИИ" инженерами Мусохрановым В.В., Щетининой Е.Н. взамен Инструкции по окраске металлических конструкций эксплуатируемых на автомобильных дорогах РСФСР мостов, путепроводов, паромных переправ, ограждений и дорожных знаков (1980 г.). В подготовке материалов Инструкции принял участие заведующий отделом ремонта и содержания искусственных сооружений к.т.н. Шестериков В.И.

Вторая редакция Инструкции содержит новые современные средства и способы защиты металлов от коррозии.

Исключены устаревшие и не выпускаемые в настоящее время материалы и оборудование. При составлении Инструкции учитывался опыт работы по антикоррозионной защите металлоконструкций эксплуатируемых сооружений, накопленный подразделениями Минавтодора РСФСР.

В главу 2 включены сведения по выбору систем покрытий с модификаторами ржавчины.

Использование модификаторов ржавчины позволяет значительно снизить трудозатраты на очистку металлоконструкций и красить непосредственно по ржавой поверхности, с которой удаляется лишь рыхлая, плохо удерживающаяся ржавчина.

В главе 4 даны сведения о металлизационно-лакокрасочных покрытиях и технологии их нанесения.

Металлизационные и металлизационно-лакокрасочные покрытия наиболее экономичны, т.к. обеспечивают надежную и долгосрочную защиту металлоконструкций от коррозии (до 2030 лет).

Рекомендации по выбору типа покрытий, оборудования для металлизации приводятся в соответствии с "Руководством по долговременной защите строительных конструкций металлизационно-лакокрасочными покрытиями", Москва, 1976, ЦНИИ Проектстальконструкция.

Приложения, включенные во вторую редакцию Инструкции содержат сведения о новом лакокрасочном оборудовании с указанием технических характеристик и заводов-изготовителей; рекомендации по выбору покрытий с модификаторами ржавчины, по выбору материала и толщины металлизационного слоя и т.д. Представлены сравнительные затраты на традиционные лакокрасочные и металлизационно-лакокрасочные системы покрытий.

Настоящая Инструкция одобрена НПО "Спектр" и предназначена для работников дорожно-эксплуатационных служб Минавтодора РСФСР в качестве практического руководства по защите от коррозии металлических конструкций эксплуатируемых сооружений.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция должна соблюдаться при ведении работ по защите от коррозии эксплуатируемых мостов, путепроводов, ограждений и дорожных знаков.

1.2. Работы по защите строительных конструкций от коррозии должны выполняться дорожными службами, укомплектованными соответствующими механизмами и специалистами, имеющими квалификацию в области производства защитных покрытий. При этом должны соблюдаться требования техники безопасности, пожарной и взрывобезопасности.

1.3. Для проведения работ по защите от коррозии металлоконструкций в каждом конкретном случае должен быть разработан проект производства работ (ППР) с учетом выбранной системы покрытия и установленного технологического процесса. Объемы работ устанавливают при периодическом или специальном осмотре сооружения. При повреждении покрытия до 20% окрашенной поверхности производится частичное подкрашивание, свыше 20% - полная окраска.

В технологический процесс окраски металлических конструкций входят следующие основные операции:

- подготовка поверхности - удаление ржавчины, окалины, старой разрушившейся краски, сварочных брызг, жировых и других загрязнений для обеспечения достаточной адгезии (сцепления) наносимых слоев покрытия с металлом;

- грунтование поверхности - нанесение прилегающего к металлу слоя покрытия, обеспечивающего прочность сцепления покрытия с металлом и улучшающего его защитные свойства;

- шпатлевание поверхности - выравнивание поверхности окрашиваемой конструкции;

- нанесение слоев эмали, лака, краски - создание защитного покрытия достаточной химической стойкости для данных условий эксплуатации металлоконструкций;

- сушка - технологически необходимая операция, выполняемая в установленном режиме после нанесения каждого слоя лакокрасочного материала.

Технологический процесс окрасочных работ варьирует в зависимости от принятой системы лакокрасочного покрытия.

1.4. Металлизационные покрытия наносят сразу после подготовки поверхности металлоконструкций. Технологический разрыв во времени между очисткой и нанесением металлизационного покрытия зависит от состояния окружающей среды (химический состав воздуха, влажность, температура) и не должен превышать: в сухую погоду - 3 часа, в сырую - 30 мин

1.5. После выполнения всех работ по защите от коррозии должно производиться освидетельствование покрытия в целом. В сопроводительной документации следует проверять: соответствие антикоррозионного покрытия технической документации, данные о числе слоев и срок действия защитных свойств покрытия.

2. ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ МЕЛЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ К НАНЕСЕНИЮ ПРОТИВОКОРРОЗИОННЫХ ПОКРЫТИЙ



2.1. Подготовка поверхности для нанесения покрытий заключается в удалении с поверхности металлоконструкций дефектного слоя краски, продуктов коррозии (ржавчины), жировых или битумных загрязнений, грязи и пыли. При неполном удалении продуктов коррозии с поверхности металла процесс коррозии может прогрессировать, что приводит к отслоению нового покрытия. Наличие жировых или битумных загрязнений значительно ухудшает адгезию покрытия.

2.2. Подготовку поверхности металлоконструкций мостов для нанесения противокоррозионных покрытий следует производить следующими методами:

- механическим (с применением механических проволочных щеток);

- абразивным (с применением дробеструйных, гидропескоструйных и пескоструйных аппаратов);

- химическим;

- ручным (при малых объемах работ или в комплексе с другими методами).

2.3. При выборе способа очистки надлежит руководствоваться:

- конструктивными особенностями пролетных строений;

- состоянием существующего противокоррозионного покрытия конструкций;

- объемом предстоящих очистных и окрасочных работ;

- наличием технических средств, планируемых для производства очистных работ.

2.4. Степень очистки поверхности металлоконструкций должна соответствовать требованиям ГОСТ 9.402-80 в зависимости от применяемых методов и степени окисленности поверхности. (Приложение 1).

Таблица 1

Метод очистки

Степень окисленности поверхности

  

А

Б

В

Г

Механический

2

3

3

3

Абразивный

1

2

1

2

Химический

2

3

4

-

Ручной

3

4

4

-


Примечание: 1, 2, 3, 4 - четыре степени очистки металла по ГОСТ 9.402-80.

2.5. Способ подготовки металлической поверхности перед окраской выбирают по таблице 2.

Таблица 2

     
Необходимые сочетания технологических операций подготовки поверхности
перед нанесением антикоррозионного покрытия

Обезжи- ривание

Смывка старого покрытия

Песко- струйная очистка

Гидро- песко- струйная очистка

Обработка механизи- рованным инструментом

Травление

Промывка

Сушка

Преобра- зование ржавчины

Обдувка

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

+

+

-

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

+

     

Обезжиривание поверхности

2.6. Процесс обезжиривания металлических поверхностей осуществляют путем их протирки волосяными щетками или ветошью, смоченными в уайт-спирите.

2.7. Обезжиривание металлических конструкций, подвергающихся пескоструйной и химической (с помощью грунтовок-преобразователей) очистке, производят до очистки, а при обработке механизированным и ручным инструментом - после очистки.

Удаление старого лакокрасочного покрытия

2.8. Старое лакокрасочное покрытие удаляют на тех участках, где оно имеет дефекты (см. приложение 2).

Допускается при подготовке поверхностей не удалять старое покрытие, расположенное на несмачиваемых и не фасадных поверхностях, если оно имеет повреждения, приведенные на рис.а и б приложения 2 (растрескивание краски в связи с потерей механической прочности).

2.9. Удаление лакокрасочного покрытия производят смывками (для плотно держащихся покрытий) или механическими методами.

После удаления дефектного покрытия, при обнаружении следов ржавчины, поверхность металла очищают абразивным, механическим или химическим (обработка грунтовками-преобразователями ржавчины) способами. При отсутствии коррозии поверхность металла обезжиривают уайт-спиритом.

2.10. Покрытия удаляют смывками: СД специальная ТУ 6-10-1088-76; АФТ-1 ТУ 6-10-1202-76. Для удаления стойких покрытий используют смывки: СП 6-ТУ 6-10-641-84; СП-7 ТУ 6-10-923-81 на основе органических растворителей; их применяют для удаления дефектных покрытий из алкидных, масляных, виниловых, эпоксидных и полиуретановых красок.

Смывку наносят на покрытие краскораспылителем, кистью или тампоном при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С. Расход смывки составляет 250-300 г/м. Когда покрытие размягчается, набухает или вспучивается, его удаляют шпателями, скребком или металлическими щетками. Время выдержки смывки зависит от типа покрытия, его толщины и колеблется от 20 до 60 мин

2.11. Для удаления дефектных покрытий из масляных красок эмалей на основе алкидных и фенольных смол применяют такие щелочные составы (таблица 3), которые наносят капроновой кистью.


Таблица 3

     
Щелочные растворы (в весовых частях)


Компоненты

1

2

3

4

1.

Едкий натр

20

-

-

-

2.

Каустическая сода

-

-

8

14

3.

Негашенная известь

-

7

12

16

4.

Мел в порошке

20

13

-

20

5.

Вода

60

80

80

50



Процесс деструкции защитного покрытия, обработанного смывкой на основе щелочей, протекает медленно. Дня ускорения процесса очистки рекомендуется подогрев раствора до 70 °С.

2.12. Удаление многослойного покрытия выполняют послойно. Особое внимание следует обращать на тщательность обработки и полное удаление смывки в узлах соединения элементов в монтажных стыках, а также в щелях клепаных элементов, так как оставшаяся смывка может разрушить вновь наносимое покрытие.

Удаление окислов

2.13. Удаление окалины и ржавчины с поверхности металла осуществляют травлением, механическими методами и с помощью грунтовок-преобразователей.

2.14. Травление металла производят травильной пастой, которую наносят шпателем, штукатурной лопатой или пастопультом. Поверхность металла выдерживают под травильной пастой в течение 1-6 часов, промывают водой и на 30-60 мин наносят пассивирующую пасту. Затем поверхность промывают и высушивают.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».