Инструкция о порядке проведения технической инвентаризации автомобильных дорог

3. Установление или уточнение геометрических параметров дорог



3.1. К элементам, подлежащим отражению в материалах технической инвентаризации по каждой автомобильной дороге, относятся:

ширина и общая краткая характеристика полосы отвода;

ширина земляного полотна;

ширина проезжей части (наличие укрепленных полос обочин, разделительных полос);

тип покрытия, состояние поверхности проезжей части - ровность, шероховатость или коэффициенты сцепления шин с поверхностью проезжей части при ее увлажнении;

ширина обочин, типы укрепления их и состояние;

характеристика плана и продольного профиля дороги - участки, не соответствующие требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог: с недостаточной видимостью, с малыми радиусами кривых в плане и продольном профиле, с большими продольными уклонами, с неблагоприятными сочетаниями элементов плана и продольного профиля и другими недостатками;

наличие примыканий к другим автомобильным и железным дорогам и пересечений с ними, их общая характеристика;

наличие съездов (с твердыми покрытиями и без покрытий).

По каждой автомобильной дороге указывается балансовая стоимость дороги и сооружений на ней, принимаемая по данным бухгалтерского учета, а при отсутствии таких данных устанавливаемая инвентаризационной комиссией, образуемой дорожным органом, которому непосредственно подчинена дорога.

3.2. Параметры элементов определяются, как правило, на основе проектных и изыскательских данных; исполнительной документации по выполненным строительным и ремонтным работам; материалов приемочных комиссий (по приемке работ и по приемке объектов в постоянную эксплуатацию); отчетной документации дорожно-эксплуатационных организаций о проводимых работах по содержанию и текущему ремонту дорог; материалов проводившихся обследований. Если на дорогу имеется технический паспорт, то все данные принимаются на основе паспорта и лишь при устаревших данных проводятся необходимые уточнения.

3.3. При невозможности определить параметры элементов на основе материалов, указанных в п.3.2, рекомендуется использовать передвижные лаборатории, оснащенные гироскопической и другой необходимой аппаратурой, обеспечивающей достаточную точность измерений (лаборатории Союздорнии, МАДИ, Саратовского филиала Гипродорнии - "Tpacca-1" и "Tpacca-2", Госдорнии, а также другие лаборатории, имеющиеся в дорожных органах и исследовательских организациях).

3.4. При отсутствии передвижных лабораторий параметры элементов автомобильных дорог должны устанавливаться обычными методами наземных измерений, используемыми при изысканиях автомобильных дорог.

3.5. Для проведения измерений создаются специальные партии и группы, оснащенные необходимыми инструментами и инвентарем в соответствии с составом и объемом работ и необходимыми транспортными средствами.

Результаты всех наземных геодезических работ фиксируют в журналах, аналогичных используемым при изысканиях дорог, с соблюдением правил заполнения журналов.

3.6. Общая характеристика полосы отвода дороги дается на основе ее визуального осмотра при проезде по дороге; измеряют ширину полосы отвода только в местах ее резкого изменения, хорошо заметного визуально.

При отсутствии заметных на глаз изменений ширину проезжей части, разделительных полос, обочин, укрепленной части обочин измеряют на дорогах общегосударственного и республиканского значения через 5 км, на дорогах краевого, областного значения через 10 км. Элементы поперечного профиля этих дорог измеряют в случаях изменений, замечаемых визуально при проезде.

На дорогах местного значения ширину элементов поперечного профиля измеряют только при изменениях, определяемых визуально при проездах.

3.7. В тех случаях, когда при проезде по дороге выявлены участки, не соответствующие требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог: с недостаточной видимостью, с малыми радиусами кривых в плане и продольном профиле, с большими продольными уклонами, с неблагоприятными сочетаниями элементов плана и продольного профиля и другими недостатками, должны быть определены фактические параметры соответствующих элементов дороги.

3.8. При обнаружении существенных деформаций земляного полотна (трещины на обочинах и откосах, сдвиги, осовы и большие размывы откосов и т.п.) следует снять в характерных местах поперечные профили земляного полотна и отметить все дефекты, а при необходимости установить виды и характеристики грунтов в соответствии с действующей классификацией.

Все измерения элементов поперечного профиля дорог проводят с точностью 0,1 м по ширине и 0,02 м по высоте.

3.9. При инвентаризации собирают все сведения дорожно-эксплуатационных организаций об условиях эксплуатации автомобильных дорог в зимние и другие трудные для работы дороги периоды (снежные заносы, гололед, снежные лавины, осыпи, камнепады, песчаные заносы, пучинообразование, затопление отдельных участков паводковыми водами, периоды осенней и весенней распутицы и т.п.), о длительности закрытия движения, о длительности и степени ограничения скорости движения или нагрузок и необходимости выполнения специальных мероприятий по восстановлению нормального движения.

3.10. При наличии вдоль дорог летних и тракторных путей дается их общая характеристика на основе визуального осмотра при проезде по дорогам, отмечаются их значение и особенности использования.

Дается характеристика пересечений и примыканий дорог, а также съездов с дорог, отмечается их влияние на сохранность и состояние дорог в местах пересечений и примыканий.