5.1. На борт экскаватора подается, как правило, напряжение 6 кВ и реже - 10 кВ. Для мощных экскаваторов допускается ввод на борт напряжения 35 кВ.
Во внутриэкскаваторных электрических сетях в зависимости от их функционального назначения могут применяться следующие напряжения:
для сетевых двигателей преобразовательных агрегатов и трансформаторов собственных нужд - 6-10 кВ переменного тока;
для основных приводов - до 1140 В трехфазного переменного или выпрямленного тока и до 1500 В постоянного тока;
для вспомогательных приводов переменного тока - 220, 380 В;
для общего освещения - 127, 220 В;
для специальных осветительных установок - до 380 В;
для цепей управления, автоматики, сигнализации и т.п. - не выше 380 В.
5.2. Нейтральные точки трансформаторов внутриэкскаваторных систем переменного тока, а также генераторов постоянного тока и других преобразователей, должны быть, как правило, изолированы от корпуса (исключение - п.5.7). Рекомендуется использование трансформаторов с выведенными нейтральными точками для упрощения присоединения средств автоматического контроля изоляции и защиты от токов утечки.
5.3. Во внутриэкскаваторных КРУ-6 кВ, через которые подается напряжение на сетевой двигатель и ТСН, должны использоваться два разъединителя: один для питания трансформатора, другой - для цепи "выключатель - сетевой двигатель". Разъединители должны применяться в комплексе с заземляющими ножами. Приводы разъединителей и заземляющих ножей должны иметь взаимную блокировку, исключающую ошибочное включение разъединителя при включенных заземляющих ножах.
5.4. При применении в КРУ-6 кВ вакуумных или полупроводниковых выключателей необходимо предусматривать устройства прямого либо косвенного контроля отключенного положения фаз.
5.5. Для повышения электробезопасных свойств внутриэкскаваторных электросистем необходимо при их проектировании сокращать разветвленность и суммарную протяженность проводников сетей за счет электрического разделения через трансформаторы.
Критерием протяженности является электрическая емкость проводников одной фазы (полюса) на корпус, которая не должна превышать:
1) в сетях переменного тока напряжением 220-1140 В и постоянного тока в системах Г-Д и ТП-Д главных приводов - 1 мкФ на фазу (полюс);
2) в системах переменного, постоянного и смешанного тока напряжением до 380 В, питающих цепи автоматики, управления и контроля, - не более 0,1 мкФ на фазу (полюс).
5.6. Для защиты обслуживающего персонала от поражения электротоком в сетях с напряжением выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока должны, как правило, применяться устройства контроля изоляции, а также реле утечки, действующие на отключение контролируемой электрической сети при снижении сопротивления изоляции относительно земли, в том числе при однофазном (однополюсном) прикосновении человека (Технические требования к устройствам контроля изоляции и защите от утечки тока на землю приведены в приложении П.3).
5.7. Для ускорения поиска мест повреждений изоляции в разветвленных электросистемах переменного тока 220-380 В допускается применение селективных двухступенчатых устройств защитного отключения, действующих на отключение участка сети при однофазных утечках тока (замыканий) на корпус, в том числе при прикосновении человека (см. приложение П.3).
5.8. При питании цепей автоматики, управления и т.п. от трансформаторов, первичные обмотки которых присоединены к электросистемам, защищенным реле утечки, допускается соединение первичных и вторичных обмоток через токоограничивающие резисторы. Защита этих цепей при утечках тока выполняется реле утечки, установленным в сети первичной обмотки (Рекомендации по объединению сетей 380 В и сетей с нестандартным значением напряжения в целях защиты их одним реле утечки приведены в приложении П.6).
5.9. Время отключения поврежденных электросистем при утечках тока на землю необходимо определять исходя из следующего.
5.9.1. Режимные особенности экскаваторов цикличного действия предопределяют недопустимость внезапного отключения энергии в бортовых сетях, питающих узлы управления главных приводов во время цикла экскавации, особенно при повороте платформы и разгрузке ковша.
5.9.2. Эксплуатационные особенности заключаются в ограничении числа людей (1-3 человека), управляющих работой экскаватора. При этом во время работы экскаватора маловероятно прикосновение людей к каким-либо токоведущим частям.
5.9.3. Обслуживание электрической части экскаваторов во время ремонтов и наладки, то есть когда работы проводятся непосредственно в шкафах с размещенной аппаратурой и, следовательно, возможно прикосновение к токоведущим частям, выполняется в основном специалистами-электриками. Главные приводы при этом обесточены и цикл экскавации не выполняется.
С учетом перечисленных особенностей условия отключения внутриэкскаваторных электросистем различного функционального назначения приведены в табл.5.1.
Таблица 5.1
Назначение электросистемы | Отключение "с выдержкой времени" (СВВ) "без выдержки времени" (БВВ) |
1. Трехфазного переменного тока напряжением до 380 В, питающие тиристорные блоки и генераторы собственных нужд (возбуждения) | СВВ* |
2. Переменного тока напряжением 220 В, питающие освещение | БВВ |
3. Главных приводов постоянного и выпрямленного токов (систем Г-Д, ТП-Д, ТПЧ-АД) | СВВ* |
4. Одновременно питающие потребителей разного назначения | СВВ* - при выполнении цикла экскавации |
_______________
* Выдержка времени устанавливается в Технических условиях на экскаватор.