Статус документа
Статус документа

РД 05-312-99 Технические требования по безопасной эксплуатации транспортных машин с дизельным приводом в угольных шахтах

3. ВЕНТИЛЯЦИЯ

3.1. Воздух в действующих подземных выработках при работе транспортных машин с дизельным приводом не должен содержать ядовитых газов больше предельно допустимых концентраций (ПДК), в том числе суммарных оксидов азота (в пересчете на NO) - более 5 мг/м (0,00025%, 2,5 ppm по объему) и диоксида азота NO - 2 мг/м (0,0001%, 1 ppm по объему), оксида углерода - более 20 мг/м (0,0017%, 17 ppm по объему), (§ 201,  273 Правил безопасности в угольных шахтах* 1995 г.).

________________

* В связи с введением в действие Правил безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03) после их официального опубликования считаются утратившими силу Правила безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-94-95) (приказ Госгортехнадзора России от 30.07.03 N 168).     

3.2. В выработки и на участки, по которым проходят маршруты движения транспортных машин с дизельным приводом, должен подаваться свежий воздух в количестве, обеспечивающем разбавление вредных компонентов выхлопных газов до ПДК, но не менее 5 м/мин на 1 л.с. номинальной мощности дизельных двигателей.

3.3. Запрещается эксплуатация транспортных машин с дизельным приводом в выработках с расходом воздуха, недостаточным для разбавления выхлопных газов до санитарных норм, при превышении допустимых норм содержания метана.

3.4. В шахтах допускается эксплуатация дизельных двигателей, в неразбавленных выхлопных газах которых на любом допускаемом режиме после газоочистки концентрация оксида углерода не превышает 0,08% (800 ppm) и оксидов азота в пересчете на NO - 0,07% (700 ppm) по объему.

3.5. В выработках и на участках, по которым проходят маршруты движения транспортных машин с дизельным приводом, а также в гаражах и пунктах обслуживания количество воздуха и содержание в нем NO, CO, CO, CH, O должны проверяться работниками ВГСЧ не реже одного раза в месяц в соответствии с требованием § 273 Правил безопасности в угольных шахтах* 1995 г., Инструкции по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности и установлению категорий шахт по метану или в соответствии с приложением 1 настоящих Технических требований.

________________

* В связи с введением в действие Правил безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03) после их официального опубликования считаются утратившими силу Правила безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-94-95) (приказ Госгортехнадзора России от 30.07.03 N 168).     

3.6. Расчет вентиляции выработок и пунктов обслуживания при применении дизельных транспортных машин проводится по методике, приведенной в приложении 1.

Последующая проверка достаточности расхода воздуха для разжижения выхлопных газов должна производиться путем отбора и анализа проб воздуха в атмосфере выработок в период работы расчетного числа машин.

3.7. Замеры и отбор проб воздуха должны производиться в пунктах, характеризующих уровень загазованности атмосферы выхлопными газами всех одновременно работающих машин, а также в кабине на рабочем месте машиниста.

3.8. Места замеров с учетом требования п.3.7 и отбор проб воздуха, а также периодичность и форма представления данных определяются приказом по шахте.

3.9. В местах замеров расхода воздуха должны быть доски, на которых записывается дата замера, площадь поперечного сечения выработки, расчетный и фактический расходы воздуха, скорость воздушной струи, количество работающих машин с дизельным приводом.

3.10. В случаях недостаточности расхода воздуха, изменения газовой обстановки в выработках, схемы вентиляции или числа одновременно работающих транспортных машин должен быть произведен повторный расчет необходимого количества воздуха, выполнен контрольный анализ состава воздуха и по результатам измерений при необходимости проводится корректировка расхода воздуха и изменяется количество или суммарная мощность одновременно работающих дизельных машин.

3.11. Замеры концентраций оксида углерода и оксидов азота в неразбавленных выхлопных газах (см. п.2.3) производятся при работе дизельных двигателей на максимальных оборотах на холостом ходу и с наибольшей нагрузкой. При этом содержание оксидов азота и оксида углерода в неразбавленных выхлопных газах не должно превышать значений, указанных в п.3.4 настоящих Технических требований.

Эти замеры также должны быть произведены перед началом эксплуатации двигателя в подземных условиях, после каждого ремонта, регулировки двигателя, при заправке дизельного двигателя топливом новой марки или после продолжительного (более двух недель) перерыва в работе.

3.12. Дизельные двигатели при стоянках транспортных машин продолжительностью более 5 мин должны выключаться, за исключением случаев опробования работы двигателей.

3.13. Скорости движения транспортных машин с дизельным приводом в направлении потоков воздуха должны отличаться от скорости движения потоков не менее чем на ±0,5 м/с, но не должны превышать скорости, максимально допустимой по безопасности движения. Движение с более близкими по величине скоростями допускается кратковременно в периоды разгона или торможения машины.

При перевозке людей или грузов расстояние между находящимися на одном пути дизельными машинами должно быть не менее 100 м.

В выработках длиной более 500 м кроме типовых сигнальных знаков должны быть вывешены указатели направления и величины запрещенной скорости движения машин.

3.14. Гаражи, подземные склады горюче-смазочных материалов, заправочные пункты, мастерские, места опробования и регулировки дизельных двигателей должны иметь обособленное проветривание свежей струей воздуха с выдачей отработанного воздуха в общешахтную исходящую струю.

По разрешению технического директора объединения (самостоятельной шахты) устройство перечисленных пунктов может быть допущено в выработках с исходящей струей, содержащей не более 0,5% метана, при этом концентрация метана должна контролироваться автоматической системой.

3.15. Проветривание пункта обслуживания транспортных машин с дизельным приводом должно обеспечивать состав воздуха, отвечающий санитарным нормам, но не менее чем 4-кратный обмен в течение часа.

Во всех пунктах обслуживания должны быть плакаты с указанием максимально допустимого числа одновременно работающих транспортных машин с дизельным приводом.

3.16. Заряд и циклирование аккумуляторных батарей должны производиться на поверхности шахт или в специально оборудованных для этих целей подземных зарядных камерах.