Статус документа
Статус документа

РД 05-311-99 Нормы безопасности на транспортные машины с дизельным приводом для угольных шахт (с Изменением)

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Настоящие Нормы безопасности распространяются на конструирование и изготовление транспортных машин с дизельным приводом (напочвенных дизелевозов и подвесных монорельсовых дорог) в исполнении РВ для угольных шахт, опасных по газу или пыли.

1.2. Транспортные машины с дизельным приводом и комплектующее оборудование должны соответствовать требованиям, предъявляемым к оборудованию в рудничном взрывозащищенном исполнении. На транспортных машинах с дизельным приводом должны устанавливаться малотоксичные врывозащищенные дизельные двигатели.

1.3. Для привода должны использоваться взрывозащищенные четырехтактные дизельные двигатели с двухступенчатой камерой сгорания и минимально возможным количеством выделяемых при работе газов.

1.4. Рекомендуется при конструировании машин отдавать предпочтение дизельным двигателям с отключением части цилиндров, т.е. тем конструкциям двигателя и топливной аппаратуры, которые на холостом ходу двигателя и при низкой нагрузке обеспечивают работу только части цилиндров двигателя с целью достижения меньшего объема выхлопных газов и их меньшей токсичности.

1.5. Дизельные машины должны нормально функционировать при следующих условиях эксплуатации:

В части воздействия климатических факторов для исполнения У категории 5 (ГОСТ 15150-69).

Относительная влажность:

 среднемесячное значение при 293 К (20 °С)

90%

верхнее значение при 298 К (25 °С)

 До 100%

Запыленность окружающей среды

 До 100 мг/м

Высота над уровнем моря     

Не более 2000 м

   

Верхнее значение температуры окружающей среды - плюс 40 °С, нижнее - минус 35 °С.

1.6. Транспортные машины с дизельным приводом должны, как правило, оборудоваться двухступенчатой системой очистки выхлопных газов - каталитическим и жидкостным нейтрализаторами.

1.7. Всасывающий коллектор дизельного двигателя должен снабжаться управляемой из кабины машиниста заслонкой, перекрывающей доступ воздуха в цилиндры для аварийной остановки (за время не более 5 с) двигателя при работе его в метановоздушной среде.

1.8. Температура поверхности наиболее нагреваемой части дизельного двигателя транспортной машины не должна превышать 150 °С, а температура выхлопных газов после очистки и охлаждения на выходе в рудничную атмосферу должна быть не более 70 °С. Температура рабочей жидкости гидропередачи не должна превышать 85 °С, воды системы охлаждения - 95 °С, моторного масла - 115 °С.

1.9. Допускается по согласованию с Госгортехнадзором России изготовление и применение транспортных машин с дизельным приводом с одноступенчатой очисткой или без очистки выхлопных газов, а также без устройств контроля температуры рабочей жидкости гидропередачи и применение в качестве рабочей жидкости минеральных масел при условии, что на всех режимах работы машины концентрация вредных компонентов в выхлопных газах не превышает допустимых значений, и приняты конструктивные меры, исключающие перегрев рабочей жидкости.

1.10. Содержание в выхлопных газах оксида углерода и оксидов азота в пересчете на диоксид азота NO при эксплуатации транспортной машины не должно превышать значений, приведенных в таблице.

Наименование

Содержание по объему, % (ppm)

до газоочистки

после газоочистки

Оксид углерода

0,2 (2000)

0,08 (800)

Оксиды азота в пересчете на NO

0,07 (700)

0,07 (700)



В выхлопных газах новых дизельных двигателей после газоочистки содержание оксида углерода не должно превышать 0,05% (500 ppm) по объему.

1.11. Выхлопные отверстия машин должны располагаться так, чтобы исключалась возможность попадания неразбавленных выхлопных газов в кабину машиниста и в зону дыхания людей, находящихся рядом с машиной. Направление и скорость струи выхлопных газов не должны приводить к завихрению пыли в выработках.

1.12. Водяной бак системы орошения выхлопных газов должен быть расположен выше уровня насоса, подающего воду в выхлопную трубу. Вода, поступающая к насосу, должна очищаться фильтром от механических примесей.

1.13. Пуск взрывозащищенного дизельного двигателя должен производиться автономным взрывозащищенным пусковым устройством, устанавливаемым на транспортной машине.

При ручном пуске дизельного двигателя после окончания пуска пусковая рукоятка должна автоматически возвращаться в исходное положение.

Для пуска холодного дизельного двигателя допускается применение стационарного взрывозащищенного пускового устройства.

1.14. Применение топлива, не рекомендованного изготовителем двигателя, не допускается.

1.15. Исполнение механизмов регулировки подачи топлива и угла впрыска топлива на дизельных двигателях должно исключать самопроизвольное нарушение регулировки, а также должны предусматриваться пломбы и маркировки, гарантирующие сохранение регулировки, обеспечивающей наименьшую токсичность выхлопных газов дизельного двигателя.