2.9.1. Передвижные забойные машины, а также машины, имеющие открытые подвижные части, должны снабжаться устройствами сигнализации для подачи звукового предупредительного сигнала перед пуском машины и (или) перед включением любого ее подвижного узла, работа которых монет представить опасность для находящихся поблизости людей.
Слышимость сигнала должна обеспечиваться во всей зоне, опасной для людей.
2.9.2. Звуковой предупредительный сигнал должен формироваться с помощью речевого или неречевого сообщений.
Рекомендуется применять сигналы речевого сообщения.
2.9.3. Предупредительный звуковой неречевой сигнал должен иметь следующие параметры:
уровень громкости - не менее 95 дБ на расстоянии 1 м по оси излучателя звука;
для протяженных объектов (например, для секций давней крепи, очистных машин с бесценной системой подачи) должен иметь уровень громкости не менее 75 дБ на расстоянии 0,5 м по оси излучателя звука;
длительность подачи сигнала - 6-15 с;
частота сигнала - 800-2000 Гц. Допускается при применении частотномодулированного сигнала повышение частоты до 3500 Гц.
По структуре сигнал может быть прерывистым, непрерывным, а также модулированным по частоте или амплитуде.
Прерывный сигнал, как правило, должен быть скважностью равной 2, с длительностью импульса 1…2 с.
Непрерывный сигнал может быть однотональным и многотональным с временем звучания каждого тона 0,3...0,5 с. Тональные сигналы могут быть также модулированы по частоте или амплитуде.
2.9.4. Сигналы речевого сообщения должны содержать название включаемого объекта (например, "Внимание! Включается комбайн") и повторяться три раза.
Параметры сигнала речевого сообщения следующие:
уровень громкости - не менее 75 дБ на расстоянии 1 м по оси излучателя звука;
длительность подачи сообщения - 6...15 с;
Изменения уровня громкости должны производиться при подаче непрерывного сигнала частотой 1 кГц.
частота воспроизводимого сообщения от 350 до 3500 Гц.
2.9.5. Для машин, работающих в одном забое, как правило, должны применяться предупредительные сигналы, отличающиеся между собой.
2.9.6. Система управления должна обеспечивать, как правило, автоматическую подачу предупредительного сигнала при воздействии на органы включения (пуска) машины или ее отдельных частей и узлов.
Допускается для отдельных машин и механизмов иметь возможность повторного их включения без подачи предупредительного сигнала, если промежуток времени между двумя следующими друг за другом пусками не превышает 6 с.
2.9.7. В отдельных случаях для многоприводных машин и машин, выполняющих технологические операции путем многократных перемещений, допускается наличие раздельных органов для подачи сигнала и для включения машины. При этом должна предусматриваться блокировка, обеспечивающая возможность пуска машины только после подачи предупредительного сигнала необходимой длительности и не позже, чем через 6 с после окончания сигнала.
2.9.8. В системах управления с технологией добычи угля без постоянного присутствия людей в забое подача предупредительного сигнала должна осуществляться автоматически перед включением в работу первой машины, а также рекомендуется подача сигнала при подходе комбайна к концевым участкам лавы. При этом учитывается наличие блокировки между машинами комплекса.
2.9.9. Для машин, автоматически выполняющих циклические движения (струги и т.п.), сигнал должен подаваться автоматически перед первым включением в работу. При этом рекомендуется также подавать предупредительный сигнал при приближений таких машин к концевым участкам лавы.
2.9.10. Для машин, имеющих гидравлический или пневматический многооперационный способ управления, а также машин с электрическим управлением, у которых невозможно установить постоянную блокировочную зависимость между работой отдельных частей, допускается иметь независимые (несблокированные) команды на подачу предупредительного сигнала и включение машины, но с сохранением установленной длительности звучания сигнала.
2.9.11. В системе предупредительной сигнализации должен предусматриваться автоматический контроль подачи предупредительного сигнала. Допускается осуществлять контроль сигнала по электрическим параметрам (току или напряжению) цепи сигнализации в самой удаленной ее точке.
Выполнение контроля подачи предупредительного сигнала не обязательно при местном управлении в тех случаях, когда сигнализаторы звука находятся на машине, излучаемый сигнал воспринимается машинистом.
2.9.12. Система предупредительной сигнализации не должна допускать использования ее в качестве кодовой для подачи оперативных сигналов.