Нормативы по безопасности забойных машин, комплексов и агрегатов
СОГЛАСОВАНО с Центральным советом профсоюза работников угольной промышленности 06.06.1990.
УТВЕРЖДЕНО Госпроматомнадзором СССР 15.06.1990, Министерством угольной промышленности СССР 25.06.1990.
"Нормативы по безопасности забойных машин, комплексов и агрегатов" разработаны:
Государственным Макеевским ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским институтом по безопасности работ в горной промышленности (МакНИИ)
Восточным научно-исследовательским институтом по безопасности работ в горной промышленности (ВостНИИ)
В разработке "Нормативов по безопасности забойных машин, комплексов и агрегатов" принимали участие: Аккерман Ф.М., Аксенов М.Б., Анненков Е.П., Артемов Ф.А., Баркалова Н.А., Баскаков В.И., Белоконь Г.С., Бобров А.И., Брусиловский Б.М., Бурлаков Н.П., Васнев A.M., Войтенко Н.И., Волошин Л.К., Гродель Г.С., Губский Ю.Н., Диденко В.В., Егорова Л.А., Залесский П.С., Ихно С.А., Кашуба О.И., Кожанов Е.М., Колосюк В.П., Коптиков В.П., Копытин В.А., Коренев А.П., Косенко А.Ф., Кочерга Н.Г., Кощеев Г.А., Кривохижа Б.М., Лихачева И.П., Лихачев Л.Я., Медведев Э.Н., Муфель Л.А., Овсиенко О.П., Пампура С.М., Поляков Ю.И., Попков Л.П., Пронь В.В., Скорик В.И., Таран И.Д., Трубицын А.В., Чигрин В.Д., Ярыгин Б.Е.
1.1.1. Настоящие "Нормативы по безопасности забойных машин, комплексов и агрегатов"* распространяются на вновь создаваемые и модернизируемые забойные машины, комплексы и агрегаты, применяемые в угольных и сланцевых шахтах при подземной добыче угля, проведении (проходке) горных выработок.
________________
* Далее "Нормативы"
Требования "Нормативов" распространяются на забойные машины, комплексы и агрегаты, разработка технических заданий или технических условий заказчика на создание или модернизацию которых начинается после введения в действие "Нормативов". При этом объем требований, предъявляемых к модернизируемым изделиям и направленных на повышение их безопасных свойств, может быть избирательным и устанавливаться в техническом задании или технических условиях заказчика на модернизацию машин.
1.1.2. Требования настоящих "Нормативов" являются обязательными для всех научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, машиностроительных заводов, ремонтных предприятий и кооперативов, занимающихся проектированием, изготовлением и ремонтом забойных машин, комплексов и агрегатов, а также комплектующего их оборудования, устройств и сборочных единиц.
1.1.3. Забойные машины, комплексы, агрегаты и комплектующее их оборудование в части, касающейся конструкций машин должны удовлетворять по вопросам безопасности помимо настоящих "Нормативов":
- Правилам безопасности в угольных и сланцевых шахтах (ПБ);
- Гигиеническим требованиям к горным машинам и механизмам для угольных шахт;
- Правилам технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт (ПТЭ);
- Государственным стандартам (ГОСТ) на рудничное и взрывозащищенное электрооборудование (приложение).
Настоящие "Нормативы" взаимно увязаны со стандартами ССБТ.
1.1.4. При создании забойных машин и комплексов следует руководствоваться тем, что конструкция их должна обеспечивать:
1.1.4.1. Безопасность и удобство работ по управлению и обслуживанию при эксплуатации в таких горно-геологических условиях и при таких технологических схемах, для которых машина предназначена;
1.1.4.2. Необходимый уровень механизации и автоматизации производственных процессов в очистных и подготовительных забоях;
1.1.4.3. Максимально возможное исключение ручного труда при эксплуатации и обслуживании машин, а также при производстве монтажных и демонтажных работ;
1.1.4.4. Нормируемые санитарно-гигиенические условия для лиц, работающих в забоях.
1.1.5. Отдельные требования "Нормативов", для выполнения которых еще не имеется технических решений, должны осуществляться по мере реализации таких решений.
1.1.6. Оценка параметров безопасности устройств и систем, регламентируемых настоящими "Нормативами", должна осуществляться по методикам испытательных организаций (МакНИИ, ВостНИИ), утвержденным в установленном порядке, или по согласованным с ними методикам организаций-разработчиков.
1.2.1. Термины "должно", "необходимо", "следует" означают, что выполнение изложенных требований обязательно.
1.2.2. Термин "как правило" в сочетании с термином по п.1.2.1 означает, что данное решение является лучшим и поэтому должно применяться в большинстве случаев.
1.2.3. Термин "рекомендуется" означает, что данное решение является одним из лучших, но не обязательным.
1.2.4. Термин "допускается" означает, что данное решение является удовлетворительным, а в ряде случаев - вынужденным.
1.2.5. Забойные машины - машины, предназначенные для механизации работ в очистных и подготовительных забоях.
К забойным машинам относятся очистные и проходческие комбайны, погрузочные машины, закладочные машины, бурильные установки и буровые станки, струговые установки, механизированные крепи, механизированные крепи сопряжения, забойные скребковые конвейеры, нишенарезные машины, нарезные машины для подготовки лав, штреко-поддирочные машины для подготовки лав, предохранительные и тягово-предохранительные лебедки и устройства, машины для монтажных работ, ручные и колонковые сверла.
К забойным комплексам или агрегатам относятся очистные, нарезные, проходческие, стволопроходческие комплексы и агрегаты.
1.2.6. Система управления - совокупность устройств и соединительных связей между ними для обеспечения заданного алгоритма управления забойными машинами.
1.2.7. Местное управление - управление машиной, при котором управляющее воздействие осуществляется с пульта, размещенного на этой машине, на основании визуального контроля за ее работой машинистом.
1.2.8. Дистанционное управление вне зоны видимости машины - управление отдельной машиной или комплексом машин с расстояния, при котором управляющее воздействие осуществляется с носимого или стационарно расположенного в выработке пульта на основании информации от технических средств контроля, защиты и автоматики.
1.2.9. Дистанционное управление в зоне видимости машины - управление машиной с расстояния, при котором управляющие воздействия осуществляются с носимого пульта на основании визуального контроля за ее работой машинистом.
1.2.10. Автоматизированное управление - управление, при котором пуск машины или комплекса машин осуществляется оператором (машинистом), а последующая работа выполняется автоматически, когда управляющие воздействия на изменение режима работы вырабатываются в процессе работы машины (комплекса) без участия оператора.
1.2.11. Аварийное отключение - отключение, при котором снимается напряжение со всех электроприводов машин и питающих их кабелей.
1.2.12. Пылеподавление - комплекс способов борьбы с пылью, основанных на связывании образовавшейся при работе забойных машин пыли путем подачи в зоны возможного ее выделения орошающей жидкости (орошение) или пены (пылеподавление пеной).
1.2.13. Пылеулавливание - очистка воздуха от пыли, которая осуществляется с помощью пылеулавливающих устройств.
2.1.1. Электрооборудование забойных машин, комплексов и агрегатов должно иметь исполнение, учитывающее специфические условия эксплуатации в забоях угольных и сланцевых шахт.
2.1.2. Конструкция забойных машин, комплексов и агрегатов, как объектов автоматизации, должна, как правило, обеспечивать возможность применения на машинах средств и устройств управления, автоматизации, контроля, защиты, отбора и передачи информации.
2.1.3. Технические средства, предотвращающие возникновение и развитие производственной опасности (например, удерживающие и тормозные устройства, гидрозамки, метан-реле, нулевая защита, устройства, блокирующие несанкционированный пуск машин и т.п.), должны функционировать при снятии энергии с машин.
2.1.4. Болтовые и винтовые соединения устройств обеспечения безопасности должны иметь средства, препятствующие их самоотвинчиванию.
2.1.5. Для наружных деталей горно-шахтного оборудования, изготовленных из алюминиевых сплавов должна обеспечиваться фрикционная искробезопасность, подтверждаемая заключением испытательных организаций (МакНИИ, ВостНИИ).
Приборы индивидуального пользования и ручные инструменты массой не более 3 кг, изготовленные из алюминиевых сплавов, допускается применять без испытаний на фрикционную искробезопасность.
Алюминиевые сплавы для наружных деталей горно-шахтного оборудования, предназначенного для эксплуатации в шахтах, опасных по газу или пыли, должны содержать не более 4% магния.
Допускается обеспечивать фрикционную искробезопесность деталей горно-шахтного оборудования из алюминиевых сплавов с помощью защиты их ограждениями от ударов щитками, изготовленными из неопасных в отношении фрикционного искрения металлов, или прочных и надежных в процессе эксплуатации защитных покрытий наружных поверхностей этих деталей.
2.1.6. Сборочные единицы, детали и комплектующие изделия, входящие в конструкцию забойных машин и комплексов, изготовленные полностью или частично из неметаллических материалов, должны удовлетворять требованиям ОСТ 12.24.294-86 "Оборудование горношахтное. Изделия неметаллические. Электростатическая искробезопасность. Общие технические требования и методы испытаний".
2.1.7. Максимальная температура нагрева наружных частей машин в нормальном режиме работы не должна превышать 150°С в случаях возможного образования отложений слоя угольной пыли. Нагрев частей машины, на которые могут попасть горючие смазочные и рабочие жидкости, не должен превышать 80% температуры воспламенения масла.
2.1.8. Корпуса машин, предназначенных для эксплуатации в шахтах, опасных по газу или пыли, внутри которых размещены механические узлы, не содержащие электрических частей, но при работе которых в нормальном или аварийном режимах возможно воспламенение окружающей метано-воздушной среды (фрикционное искрение, электростатические разряды и др.), должны выполняться во взрывонепроницаемом исполнении с видом взрывозащиты IВ в соответствии с требованиями ГОСТ 22782.6-81.
2.1.9. В конструкции забойных машин с резцовыми исполнительными органами для обеспечения минимального пылеобразования рекомендуется предусматривать возможность изменения режима разрушения горного массива путем регулирования соответствующих параметров (например, уменьшения скорости резания, изменения схемы набора режущего инструмента). Должна быть предусмотрена возможность управления очистными комбайнами на пологих и наклонных пластах проходческими комбайнами, закладочными машинами, буровыми станками из пунктов, расположенных вне зоны пылевого потока, образующегося при работе обслуживаемой машины.
2.1.10. На забойных машинах, укомплектованных электродвигателями с воздушным охлаждением, воздух из двигателя должен направляться таким образом, чтобы активная струя его не попадала на поверхность отбитой горной массы или почву пласта.
2.1.11. При работе режущих исполнительных органов забойных машин должна исключаться возможность воспламенения окружающей метано-воздушной среды фрикционными искрами (например, средствами орошения или другими способами и средствами).
2.2.1. Движущиеся части забойных машин и механизмов, создающие возможность возникновения производственной опасности для людей, должны быть ограждены механическими защитными ограждениями.
2.2.2. Забойные машины, движущиеся части которых полностью закрыть не представляется возможным (рабочие органы, элементы систем подачи, и т.п.), должны иметь ограждения со стороны подхода к ним людей. Это требование не распространяется на ходовые части проходческих машин и установок.
2.2.3. В технически обоснованных случаях на отдельные сборочные единицы или детали конструкций забойных машин и комплексов дополнительно могут быть возложены функция защитных ограждений (навесные борта забойных скребковых конвейеров, погрузочные устройства очистных комбайнов и др.).
2.2.4. Конструкция забойной машины должна, как правило, исключать разбрасывание горной массы при ее разрушении и погрузке на транспортные средства.
На машинах, при работе которых возможно разбрасывание отбитой горной массы исполнительными органами, должны быть щитки, защищающие людей, находящихся вблизи машины.
2.2.5. При необходимости вывода из защитного положения или снятия ограждений для обеспечения доступа к обслуживанию и ремонту машин должны быть предусмотрены средства блокирования несанкционированного пуска машин.
2.3.1. Статическая разрушающая нагрузка соединительных звеньев круглозвенных тяговых цепей в сборе с крепежными элементами должна быть не менее 0,9 разрушающей нагрузки рабочих звеньев. При этом нормируемая усталостная долговечность соединительных звеньев при заданных нагрузках должна составлять не менее 40000 циклов (для машин, скорость движения тяговых органов которых превышает 0,2 м/с).
2.3.2. Канаты или цепи забойных машин, выполняющие предохранительные функции, должны иметь запас прочности не менее 6-кратного по отношению к составляющей веса с учетом угла падения пласта или наклона выработки.
2.3.3. На машинах, для которых по условиям эксплуатации требуется применение предохранительных канатов или цепей, должны предусматриваться специальные прицепные устройства для их крепления, рассчитанные с принятым по п.2.3.2 запасом прочности.
2.3.4. Проходческие комбайны, погрузочные и другие самоходные машины, независимо от типа применяемой ходовой части, должны иметь тормозные устройства, срабатывающие автоматически при оперативных остановках, перерывах в энергоснабжении, а также при возможных авариях с ходовой частью.
Проходческие комбайны, погрузочные и другие самоходные машины, имеющие гусеничный ход, применяемые в выработках с углом наклона более 12°, а также погрузочные и другие самоходные машины и крепеукладчики на рельсовом ходу, применяемые в выработках с углом наклона более 5°, должны иметь предохранительные устройства, служащие для удержания машин от сползания или скатывания.
Допускается применение устройств распора заводского изготовления.
2.4.1. Механизированные очистные комплексы, агрегаты и струговые установки должны обеспечивать в забоях освещение светильниками, входящими в их состав.
Допускается не предусматривать установку светильников на агрегатах, работающих без постоянного присутствия людей в забое на пластах мощностью 0,6-0,9 м, а также на комплексах и агрегатах, работающих на крутых пластах по простиранию.
2.4.2. Проходческие комбайны, погрузочные машины, бурильные установки и другое забойное оборудование, имеющее ходовую часть, должны комплектоваться светильниками местного освещения.
Допускается не предусматривать установку светильников на машинах с пневмоприводом.
2.4.3. Электрические цепи, питающие светильники забойных марши, комплексов и агрегатов, должны быть, как правило, искробезопасными. Для проходческих комбайнов и породопогрузочных машин. предназначенных для применения в шахтах, опасных по внезапным выбросам, разрабатывающих крутые пласты, это требование является обязательным.
Допускается для машин, применяемых на пологих и наклонных (до 35°) пластах, питание светильников от неискробезопасных электрических цепей, при наличии защиты от токов короткого замыкания и утечек тока на землю и выполнении пункта 2.7.10.
2.4.4. Конструкция и место установки светильников долины исключать их слепящее действие на обслуживающий персонал.