РД 05-325-99
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ
НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ОСНОВНОЕ ГОРНОТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УГОЛЬНЫХ ШАХТ
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госгортехнадзора России от 10.11.99 N 83
ВНЕСЕНО Изменение N 1 [РДИ 05-477(325)-02], утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 23.07.02 N 46
Настоящие Нормы безопасности на основное горнотранспортное оборудование для угольных шахт (далее - Нормы) разработаны с учетом требований Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ, Правил безопасности в угольных шахтах (РД 05-94-95)*, Временных требований безопасности к основному горнотранспортному оборудованию для угольных и сланцевых шахт, утвержденных Госгортехнадзором СССР и Минуглепромом СССР в мае-июле 1982 г.
________________
* На территории Российской федерации действуют "Правила безопасности в угольных шахтах" (ПБ 05-618-03), здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
При разработке настоящих Норм использованы результаты анализа аварийности, изучения условий эксплуатации и конструктивных особенностей транспортного оборудования, а также предложений заинтересованных организаций.
С введением в действие настоящих Норм отменяются Временные требования безопасности к основному горнотранспортному оборудованию для угольных и сланцевых шахт.
1.1. Настоящие Нормы распространяются на вновь создаваемое и модернизируемое горнотранспортное оборудование подземного транспорта: грузовые вагонетки и вагонетки для перевозки людей, средства для доставки материалов и оборудования, локомотивы, грузовые ленточные конвейеры, подземные пассажирские подвесные канатные дороги, монорельсовые дороги, рельсовые канатные напочвенные дороги, вспомогательные и маневровые лебедки, самоходные пневмоколесные машины.
1.2. Горнотранспортное оборудование должно удовлетворять требованиям настоящих Норм и следующих документов:
Правил безопасности в угольных шахтах (РД 05-94-95);
государственных стандартов (ГОСТ) на механическое и электротехническое оборудование, используемое на подземном транспорте;
Гигиенических требований к предприятиям угольной промышленности (СанПиН 2.2.3.570-96);
Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт (ПТЭ);
Единых требований к сигналам и знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте угольных и сланцевых шахт.
1.3. Горнотранспортное оборудование, внесенное в Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, должно быть сертифицировано и иметь разрешение Госгортехнадзора России на его применение в угольных шахтах.
Право выдачи сертификатов на горнотранспортное оборудование имеют органы сертификации, аккредитованные Госгортехнадзором России, в область аккредитации которых входит это оборудование.
1.4. Порядок выдачи разрешений Госгортехнадзора России на применение горнотранспортного оборудования определен Инструкцией о порядке выдачи разрешений на выпуск и применение технических устройств на опасных производственных объектах, поднадзорных Госгортехнадзору России.
1.5. При создании технических устройств для транспортирования грузов и перевозки людей следует исходить из того, что конструкция их должна обеспечивать:
безопасность и удобство работ по управлению и обслуживанию при эксплуатации в таких горно-геологических условиях и при таких технологических схемах, для которых машина предназначена;
максимальное сокращение ручного труда при эксплуатации и обслуживании;
нормируемые санитарно-гигиенические условия для лиц, обслуживающих и использующих горнотранспортное оборудование.
1.6. Область и условия применения горнотранспортного оборудования определяются действующими Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах*, а также заводскими инструкциями (руководствами) по эксплуатации данного оборудования.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют "Правила безопасности в угольных шахтах" (ПБ 05-618-03). - Примечание изготовителя базы данных.
1.7. Требования настоящих Норм являются обязательными для:
субъектов предпринимательской деятельности и организаций (независимо от организационно-правовой формы), включая иностранных физических и юридических лиц, разрабатывающих, модернизирующих, изготовляющих, реализующих и использующих горнотранспортное оборудование, предназначенное для применения в угольных шахтах;
научно-исследовательских, проектных и проектно-конструкторских институтов (независимо от организационно-правовой формы, в том числе иностранных), разрабатывающих и изготовляющих горнотранспортное оборудование для угольных шахт;
органов по сертификации и испытательных лабораторий, в область аккредитации которых входит горнотранспортное оборудование.
2.1. "Должно", "необходимо", "следует" означают, что выполнение изложенных требований обязательно.
2.2. "Как правило" в сочетании со словами по п.2.1 означает, что данное решение является лучшим и поэтому должно применяться в большинстве случаев.
2.3. "Рекомендуется" означает, что данное решение является одним из лучших, но не обязательным.
2.4. "Допускается" означает, что данное решение является удовлетворительным, а в ряде случаев - вынужденным.
2.5. Горнотранспортное оборудование - машины и механизмы, предназначенные для транспортирования грузов и перевозки людей.
К основному горнотранспортному оборудованию относятся конвейеры, электровозы, лебедки, грузовые и пассажирские вагонетки, монорельсовые, напочвенные и подвесные канатные дороги.
2.6. Местное управление - управление транспортным средством, при котором управляющие воздействия осуществляются с пульта, размещенного на этом средстве, на основании визуального контроля за его работой оператором.
2.7. Дистанционное управление - управление транспортным средством с расстояния.
2.8. Автоматизированное управление - управление, при котором пуск транспортного средства осуществляется дистанционно, а последующая работа - автоматически.
2.9. Тормозной путь - расстояние, проходимое поездом от момента воздействия машиниста на органы управления тормозной системой локомотива до полной его остановки.
2.10. Остановочный путь - расстояние, проходимое поездом от момента обнаружения препятствия машинистом локомотива до полной остановки поезда при его торможении.
3.1. Болтовые и винтовые соединения устройств обеспечения безопасности не должны допускать самоотвинчивания.
3.2. Алюминиевые сплавы, применяемые для изготовления наружных деталей горнотранспортного оборудования, должны обеспечивать фрикционную искробезопасность, что должно подтверждаться заключением аккредитованной испытательной организации.
Допускается обеспечивать фрикционную искробезопасность деталей горнотранспортного оборудования с помощью защиты их ограждениями от ударов щитками, изготовленными из неопасных в отношении фрикционного искрения металлов или прочных и надежных в процессе эксплуатации защитных покрытий наружных поверхностей этих деталей.
3.3. Сборочные единицы, детали и комплектующие изделия, входящие в конструкцию оборудования подземного транспорта, изготовленные полностью или частично из неметаллических материалов, должны удовлетворять требованиям ОСТ 12.24.294-86 "Оборудование горношахтное. Изделия неметаллические. Электростатическая искробезопасность. Общие технические требования и методы испытаний".
3.4. При наличии в оборудовании узлов, выделяющих при работе тепло, должны предусматриваться средства, исключающие нагрев наружных поверхностей сверх допустимой температуры.
Предельно допустимая температура наружных частей оборудования в нормальном режиме работы не должна превышать 150 °С, и они должны ограждаться от возможности случайного прикосновения обслуживающим персоналом.
Уровень нагрева частей оборудования, соприкасающихся с горючими смазочными и рабочими жидкостями, не должен превышать 80% температуры самовоспламенения применяемых жидкостей.
3.5. Конструкция оборудования подземного транспорта должна, как правило, исключать значительное разбрасывание (просыпание) горной массы при ее погрузке и разгрузке (перегрузке).
На оборудовании, при работе которого возможно разбрасывание (просыпание) горной массы, должны быть устройства для защиты людей, находящихся вблизи оборудования.
3.6. Движущиеся части оборудования подземного транспорта, если они являются источником опасности, должны быть ограждены, за исключением частей, ограждение которых не допускается их функциональным назначением (конвейерные ленты, ролики, канаты дорог и т.п.).
3.7. В тех случаях, когда оборудование или их исполнительные органы представляют опасность для людей и не могут быть ограждены (подвижной состав, конвейеры, канатные, монорельсовые и напочвенные дороги), должны быть предусмотрены сигнализация, предупреждающая о пуске оборудования в работу, и средства экстренного останова и отключения от источников энергии.
3.8. Предпусковой предупредительный сигнал должен быть звуковым, продолжительностью не менее 5 с. Слышимость сигнала должна обеспечиваться по всей длине конвейера, а для остального оборудования - во всей зоне, опасной для людей.
3.9. Система управления оборудованием (если это предусмотрено нормами безопасности на конкретный вид оборудования) должна обеспечивать автоматическую подачу предупредительного сигнала при воздействии на органы включения (пуска) оборудования.
3.10. В отдельных случаях для оборудования, выполняющего технологические операции путем многократных перемещений, допускается наличие раздельных органов для подачи сигнала и для включения оборудования.
3.11. В системе автоматической предупредительной сигнализации должен предусматриваться контроль подачи предупредительного сигнала.
Контроль подачи предупредительного сигнала необязателен при местном управлении оборудованием в тех случаях, когда сигнализатор звука находится непосредственно на нем.
3.12. Система предупредительной сигнализации не должна допускать использования ее в качестве кодовой для подачи оперативных сигналов.
3.13. Место размещения органов управления оборудованием подземного транспорта должно определяться с учетом возможности обеспечения удобного и безопасного расположения человека относительно элементов крепи и другого оборудования, находящегося в выработке.
3.14. Нагрев пультов и органов управления, а также других частей, с которыми человек вынужден соприкасаться во время работы оборудования, не должен превышать 40 °С.
3.15. Места контактов работающего с органами управления, как правило, должны быть выполнены из электроизоляционных и нетеплопроводных материалов.
3.16. Органы оперативного управления и аварийного отключения должны быть сосредоточены в одном месте и расположены так, чтобы был обеспечен свободный и безопасный доступ к ним во время работы оборудования.
3.17. Рукоятки и кнопки управления должны быть удобными и иметь защиту от случайного воздействия, приводящего к включению оборудования.
3.18. Органы управления (рукоятка, кнопки, рычаги, тумблеры, переключатели и др.) должны окрашиваться в цвет, контрастный по отношению к цвету панелей.
Панели пультов управления, на которых расположены органы управления, должны быть окрашены в цвета, отличающиеся от окраски корпуса оборудования.
3.19. Органы аварийного отключения должны быть красного цвета, устанавливаться на панели обособленно, отличаться формой или размером от остальных элементов управления, иметь указатель их положения и надписи о назначении, быть легкодоступными для персонала и иметь устройства для принудительной фиксации в отключенном положении.
3.20. В конструкции оборудования подземного транспорта должен обеспечиваться свободный и безопасный доступ к местам технического обслуживания и ремонта с использованием стандартного или поставляемого в комплекте с оборудованием инструмента.
3.21. Оборудование подземного транспорта должно комплектоваться специальными приспособлениями и инструментом для проведения технического обслуживания и ремонта.
4.1. Грузовые вагонетки (секции)
4.1.1. Конструкции всех типов вагонеток (секций) должны обеспечивать безопасную эксплуатацию их при углах наклона выработок от 0 до 35°.
4.1.2. Кузов вагонетки (секции) должен изготовляться из материала с повышенными износокоррозионностойкими характеристиками.
4.1.3. При расчете на прочность кузова и ходовой части вагонетки (секции) необходимо учитывать динамический характер нагрузки. Коэффициент динамичности следует принимать 1,3.
4.1.4. Конструкция вагонеток (секций) должна обеспечивать их поперечную и продольную устойчивость при всех допустимых режимах эксплуатации.
4.1.5. Для постановки на рельсы вагонеток (секций) на кузове должны быть предусмотрены приливы, выступы или отверстия, обеспечивающие присоединение вагонетки (секции) к прицепным устройствам грузоподъемных средств (талей, лебедок и т.п.).
4.1.6. Вагонетки (секции) должны иметь подвагонный упор для обеспечения маневровых операций толкателями на погрузочных и разгрузочных пунктах.
4.1.7. Вагонетки с донной разгрузкой (секции) должны иметь устройства, обеспечивающие надежное закрывание и исключающие самопроизвольное открывание днищ. В открытом состоянии днища не должны опускаться ниже уровня головки рельса. Это требование не распространяется на вагонетки (секции) с разгрузкой на рольгангах.
4.1.8. Жесткая база и общая длина вагонеток (секций) должны обеспечивать вписывание их в горные выработки и кривые рельсовых путей с нормированными радиусами закруглений. При этом величина отношения длины вагонетки к ее жесткой базе должна быть возможно минимальной.
4.1.9. Свободное вертикальное перемещение оси скатов в кронштейнах должно быть не менее 20 мм на вагонетках (секциях) для колеи 900 мм и не менее 15 мм на вагонетках (секциях) для колеи 600 мм.