РД 05-323-99
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ
ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ
Дата введения 2000-11-01
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госгортехнадзора России 10.11.99 N 83
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.00 N 35
ВНЕСЕНО изменение [РДИ 05-481(323)-02], утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 23.07.02 N 46
1.1. Настоящие требования распространяются на эксплуатацию подземных грузолюдских и грузовых монорельсовых дорог с канатным тяговым органом*.
_______________
* Правила эксплуатации монорельсовых дорог с дизельным приводом изложены в Технических требованиях по безопасной эксплуатации транспортных машин с дизельным приводом в угольных шахтах.
1.2. Эксплуатация монорельсовых дорог должна осуществляться в соответствии с положениями Правил безопасности в угольных шахтах, Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт, настоящих Временных требований и заводской эксплуатационной документации.
1.3. Прием в эксплуатацию монорельсовой дороги производится после ее обкатки и оформляется актом комиссии, назначенной директором шахты.
1.4. Монорельсовые дороги должны быть сертифицированы и иметь разрешение Госгортехнадзора России на их применение в угольных шахтах.
Право выдачи сертификатов на монорельсовые дороги имеют аккредитованные в установленном порядке органы по сертификации, в область аккредитации которых входит это оборудование.
1.5. Положения настоящих Временных требований являются обязательными для:
субъектов предпринимательской деятельности и организаций (независимо от организационно-правовой формы), включая иностранных физических и юридических лиц, разрабатывающих, модернизирующих, изготовляющих, реализующих и использующих монорельсовые дороги, предназначенные для применения в угольных шахтах;
органов по сертификации и испытательных лабораторий, в область аккредитации которых входит горнотранспортное оборудование.
2.1. Оборудование горных выработок монорельсовыми дорогами должно производиться по проекту, утвержденному главным инженером шахты и выполненному в соответствии с требованиями Правил безопасности и настоящих Временных требований (см. приложение).
2.2. Максимальные углы наклона и радиусы поворота выработок, в которых монтируются дороги, не должны превышать значений, указанных в технической документации на дорогу.
2.3. Зазор между наиболее выступающей частью габарита подвижного состава монорельсовой дороги или перевозимого груза и крепью выработки должен быть не менее 0,3 м и для прохода людей не менее 0,7 м на всем протяжении трассы дороги.
2.4. В горизонтальных и наклонных выработках, оборудованных конвейерным и монорельсовым транспортом, проход для людей должен устраиваться между подвижным составом и крепью выработки, а зазор между подвижным составом и конвейером должен быть не менее 0,4 м.
В местах перегрузки горной массы с конвейера на конвейер и расположения промежуточных приводов допускается местное уменьшение зазоров между наиболее выступающими кромками габаритов подвижного состава монорельсовой дороги и конвейера до 0,25 м. Указанные места должны ограждаться предупредительными знаками и проезжаться на пониженной скорости с подачей звукового предупредительного сигнала.
2.5. Запрещается размещение в одной наклонной выработке средств монорельсового и рельсового транспорта.
В наклонных выработках, оборудованных монорельсовыми дорогами и рельсовым транспортом до выхода настоящих Временных требований, должны предусматриваться блокировки, исключающие возможность их одновременной работы.
При размещении в одной выработке средств монорельсового и самоходного транспорта проезжая часть выработки, предназначенная для передвижения самоходных машин, должна ограждаться устройствами (бордюрами, отбойными брусьями и т.п.), исключающими возможность сближения самоходных машин с наиболее выступающей частью габарита подвижного состава монорельсовой дороги менее чем на 0,4 м.
Указанные в настоящем пункте требования не распространяются на узлы сопряжения и пересечения монорельсовых дорог с другими средствами транспорта, а также на перегрузочные пункты.
2.6. Зазор между габаритами подвижного состава двух монорельсовых дорог (в выработках с двухпутным монорельсовым транспортом) должен быть не менее 0,4 м.
2.7. При оборудовании перегрузочных пунктов в узлах сопряжения монорельсовых дорог между собой или с другими видами транспорта проходы для людей должны устраиваться с обеих сторон выработки.
2.8. Величина зазора на закруглениях и примыкающих к ним прямых участках выработок должна приниматься не менее указанной в таблице.
Место расположения зазора | Величина зазора, м | |
| 1 м/с | >1 м/c |
Со стороны прохода | 0,7+ | 0,85+
|
С неходовой стороны | 0,2+
| 0,3+
|
Здесь - скорость движения по закруглению и примыкающим прямым участкам, м/с;
- величина уширения выработки, м;
- радиус закругления выработки, м.
Длины примыкающих к закруглениям прямых участков принимаются в зависимости от радиуса закруглений выработки.
Радиус закругления, м | 4 | 6 | 8 | 10-14 | 16-20 | 20-25 |
Длина примыкающих участков, м | 30 | 25 | 20 | 15 | 10 | 5 |
Достаточность полученных значений зазоров на закруглениях должна проверяться по фактору вписывания длинномерных грузов.
2.9. Расстояние между днищами подвижного состава и почвой выработки или расположенным на почве оборудованием должно быть не менее 0,4 м.
При перевозках крупногабаритного оборудования допускается с письменного разрешения главного инженера шахты уменьшение зазора между нижней кромкой перевозимого груза и почвой выработки или расположенным на почве оборудованием до 0,2 м при выполнении следующих условий:
сопровождение груза лицом технического надзора;
выключение конвейера и механическая блокировка его пускателя при доставке по конвейеризированным выработкам.
2.10. В местах посадки людей на подвижной состав монорельсовых дорог должен быть проход шириной не менее 1 м со стороны посадки.
Для посадочных площадок, периодически переносимых в процессе эксплуатации, допускается уменьшение ширины прохода до 0,7 м.
2.11. Посадочные площадки должны оборудоваться настилами с таким расчетом, чтобы расстояние между днищем пассажирской кабины (платформы) и настилом составляло от 0,2 до 0,4 м. Длина настила должна быть не менее длины пассажирской части состава.
2.12. Места пересечения монорельсовых дорог с кабелями, трубопроводами, контактным проводом и т.п. должны быть выполнены в соответствии с проектом установки дороги таким образом, чтобы исключалась возможность их соприкосновения.
2.13. Посадочные площадки и выработки для монорельсовых дорог должны быть освещены в соответствии с нормами, приведенными в ПТЭ.
2.14. Стационарные посадочные площадки и приводная станция должны оборудоваться телефонной связью, включенной в общешахтную сеть.
3.1. Управление монорельсовой дорогой с канатным тяговым органом должно осуществляться кондуктором, прошедшим специальное обучение, имеющим удостоверение на право управления дорогой и назначенным приказом по шахте.
Допускается управление дорогой с канатным тяговым органом обученным лицом непосредственно с приводной станции по сигналам кондуктора. Управлять дорогой другим лицам запрещается.
3.2. В составах монорельсовых дорог кондуктор должен находиться в передней части первой по ходу движения пассажирской кабины.
3.3. Подвижной состав монорельсовой дороги должен оснащаться жесткими сцепками, обеспечивающими возможность работы дорог в горизонтальных и наклонных выработках, безопасность сцепления, а также исключающими возможность самопроизвольного расцепления.