Статус документа
Статус документа

ОДН 218.010-98 Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ

5. СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРЕПРАВ



5.1. После окончания разработки и утверждения проекта ледовой переправы издается приказ о ее строительстве, в котором необходимо указать руководителя строительства, перечислить состав бригад или звеньев, приданной им техники, основные сроки выполнения работ в соответствии с разделом организации строительства проекта переправы, порядок финансирования работ и премирования персонала за отличное выполнение, порядок проверки знаний по технике безопасности, состав комиссии по приемке переправы в эксплуатацию и порядок приемки.

Основные проектные характеристики переправы заносятся в паспорт ледовой переправы (прил.6).

5.2. Строительство ледовой переправы целесообразно осуществлять в два этапа:

- на первом этапе - летом - необходимо выполнить весь объем подготовительных работ по подготовке инженерного оборудования переправы, дорожных знаков, необходимой техники и материалов, а также, по возможности, выполнить все строительные работы на подходах к переправе;

- на втором этапе - после ледостава и наступления устойчивых морозов - следует в возможно более короткие сроки выполнить все основные работы по строительству и обустройству переправы.

5.3. На первом этапе строительства ледовой переправы необходимо провести следующие работы:

- устройство подходов к переправе, включая основные и резервные полосы движения;

- устройство съездов к переправе;

- углубление, а в отдельных случаях и спрямление русла реки (на судоходных реках при условии согласования с Бассейновым управлением пути);

- подготовку механизмов для работы на ледяном покрове зимой;

- заготовку указательных знаков и ориентирующих вех;

- закрепление створа переправы;

- заготовку элементов конструкций сопряжения ледяного покрова с берегом.

5.4. Русло реки углубляют прежде всего на перекатах (для снижения скорости воды в реке и предотвращения образования крупных наледей). Для этого при малых глубинах используют бульдозерные отвалы или специальные навесные приспособления на мощных тракторах с уширенными гусеницами. Наиболее крупные валуны удаляются, по возможности, на выброс.

5.5. Работы второго этапа начинают с установки по береговым створам ориентирующих вех и контрольного промера по всей намеченной трассе толщин льда и глубин воды под ним. При необходимости направление трассы корректируют и промеры повторяют.

Для ускорения ледостава ниже по течению реки (на 150-200 м от створа переправы) с одного берега на другой на поплавках натягивают трос или боны для остановки шуги.

5.6. После этого:

- очищают поверхность льда от снега;

- срезают ледорезной машиной (прил.5), бульдозерным отвалом или отбойным молотком наплывы льда и торосов;

- односторонне или двусторонне наращивают ледяной покров или усиливают его колейным настилом;

- заменяют ориентирующие вехи маркированными;

- устанавливают утепленные "колпаки" над лунками;

- устанавливают дорожные знаки, шлагбаумы и другие средства инженерного оборудования переправы.

5.7. Очистка рабочей полосы переправы от снега допускается при толщине льда не менее 15 см вручную, механизированная очистка - при толщине льда, допускающей продвижение снегоочистителей (см. табл.П.2.1 и П.2.2 прил.2). Для тепловой и механической защиты ледяного покрова на его поверхности следует оставлять слой уплотненного снега толщиной 3-5 см.

5.8. Снежным отвалам, образовавшимся при снегоочистке на ледяном покрове, следует придавать уклон не менее 6°, чтобы предотвратить концентрацию напряжений по их кромкам.

5.9. От небольших и средних торосов и неровностей наиболее эффективно ледяной покров очищается специальными ледово-фрезерными машинами конструкции Горьковского политехнического института, например, типа ЛФМ-ГПИ-41 на базе автомобиля ГАЗ-47 производительностью 90 м/ч льда при неровностях до 1,5 м с массой 1,7 т (прил.5).

5.10. После промеров толщины льда по обеим сторонам рабочей полосы трассы и занесения их в паспорт переправы (в разделы "Контрольные замеры" и "Замечания комиссии") определяется необходимая расчетная толщина ледяного покрова и на основе этого - толщина слоя, подлежащего намораживанию.