ВСН 26-90
----------------------
Минтрансстрой
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ ПРОМЫСЛОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Дата введения 1991-01-01
РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии Минтрансстроя - д-р техн. наук, проф. Казарновский В.Д., д-р техн. наук, проф. Евгеньев И.Е., канд. техн. наук Орловский В.С., канд. техн. наук Смирнов В.М., канд. техн. наук Мотылев Ю.Л., канд. техн. наук Дудкин А.С., канд. техн. наук Беляуш А.В., канд. техн. наук Брантман Б.П., инж. Мирошкин А.К., инж. Осенняя М.В., инж. Косарев Ю.И., инж. Петрушин Е.А.
Гипротюменнефтегазом Миннефтепрома - канд. техн. наук Табаков Н.В., канд. техн. наук Майер В.Р., канд. техн. наук Соколов С.М., инж. Ирина Л.Н., инж. Олещук А.И., инж. Ситников Н.Е., инж. Негомедзянов А.А., инж. Камша Л.В., инж. Линцер А.А., инж. Кутузова А.А., канд. техн. наук Скворцов И.Д., канд. техн. наук Дорогих А.Д.
Южниигипрогазом Мингазпрома - инж. Индин Б.С., инж. Шерудилло Б.А.
Союздорпроектом Минтрансстроя - канд. техн. наук Браславский В.Д.
Омским филиалом Союздорнии - канд. техн. наук Попов Б.И., канд. техн. наук Никольский Ю.Е., канд. техн. наук Белоусов Б.В., канд. техн. наук Плоцкий А.С., канд. техн. наук Бескровный В.М., канд. техн. наук Высоцкий Ю.Н., канд. техн. наук Баранковский А.С.
ППДСО "Запсибдорстрой" Минтрансстроя - канд. техн. наук Лейтланд В.Г., инж. Абрамов В.М.
ГКТУдорстроем - инж. Костиков В.М.
ТюмИСИ Минвуза РСФСР - д-р техн. наук Линцер А.В., канд. техн. наук Болштянский М.П., канд. техн. наук Богомолов Ю.Н., канд. техн. наук Шуваев А.Н., канд. техн. наук Журавлев И.Н., канд. техн. наук Маркуц В.М., инж. Фукс Я.Д.
Свердловским филиалом Гипротюменнефтегаза - канд. техн. наук Михайлов Г.Д., канд. техн. наук Глызин А.П., инж. Знаменский Б.А., инж. Храмцов В.Н.
СибЦНИИСом Минтрансстроя - канд. техн. наук Цернант А.А.
ХАДИ Минвуза УССР - канд. техн. наук Кравченко В.Г.
Тюменавтодором Минавтодора РСФСР - инж. Кретов В.А.
НПО "Дорстройтехника" Минавтодора БССР - канд. техн. наук Яромко В.Н.
МАДИ Минвуза СССР - канд. техн. наук Шкицкий Ю.П.
ВНЕСЕНЫ Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии) Минтрансстроя СССР.
ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Главным научно-техническим управлением Минтрансстроя СССР.
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством транспортного строительства 22 июня 1990 г. N АВ-225.
С введением в действие ВСН 26-90 утрачивают силу ВСН 26-80 Миннефтепрома.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция предназначена для руководства при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконстуируемых автомобильных дорог, предназначенных для транспортного обеспечения добычи нефти и газа в Западносибирском нефтегазовом комплексе (ЗСНГК).
1.2. По назначению рассматриваемые автомобильные дороги подразделяются на промысловые (внутренние) и дороги, формирующие сеть общего пользования. К промысловым относятся дороги, обеспечивающие транспортной связью нефтегазопромысловые объекты. К дорогам общего пользования относятся дороги, которые в процессе формирования производственной, социальной и транспортной инфраструктур связывают города и поселки между собой, а также с железнодорожными станциями, речными и аэропортами.
1.3. Автомобильные дороги проектируются и строятся по настоящей инструкции с учетом положений, изложенных в строительных нормах:
СНиП 2.05.02-85 - при проектировании и реконструкции дорог, формирующих сеть дорог общего пользования;
СНиП 2.05.07-85* - при проектировании и реконструкции промысловых автомобильных дорог;
СНиП 3.06.03-85 - при производстве строительных работ.
При проектировании и строительстве дорог в зоне вечной мерзлоты необходимо дополнительно руководствоваться положениями ВСН 84-89 Минтрансстроя.
При проектировании и строительстве дорог нефтяных и газовых промыслов должны учитываться также требования соответствующих глав противопожарных, санитарных норм и ГОСТов, требования по охране окружающей среды, а также решения правительства и Верховного Совета СССР.
1.4. При формировании структуры сети автомобильных дорог необходимо учитывать развитие железнодорожного, водного и авиационного транспорта, административно-хозяйственного деления ЗСНГК, перспективу развития народного хозяйства в регионе не менее чем на 20 лет.
Структура сети промысловых автомобильных дорог должна определяться совместно с системами сбора, транспорта, подготовки нефти и газа и электроснабжения.
1.5. При сооружении дорог нефтяных и газовых промыслов в условиях, при которых в силу объективных причин (неопределенность развития инфраструктур в районе строительства дороги, большая разновременность развития и т.д.), связанных с особенностями освоения месторождений, целесообразен первоочередной пропуск движения транспортных средств, допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании и согласовании с заказчиком проектировать строительство дороги или отдельных участков в два этапа или устройство дорожной одежды в две стадии.
1.6. При строительстве дороги или отдельных участков в два этапа допускается на первом этапе предусматривать возведение насыпи земляного полотна неполного профиля по высоте, которое обосновывается в проекте, исходя из обеспечения возможности пропуска транспортных средств в течение заданного срока, параметров и капитальности дороги на втором этапе строительства. В этом случае при соответствующем обосновании допускается строительство искусственных сооружений с параметрами и капитальностью, соответствующими второму этапу строительства дороги.
Увеличение продолжительности эксплуатации участков дороги, построенных по первому этапу, по сравнению с продолжительностью, определенной проектом, разрешается только с ведома инстанции, утвердившей проект.
1.7. Устройство дорожной одежды в две стадии следует предусматривать в тех случаях, когда невозможно или экономически нецелесообразно обеспечение стабильности отсыпанного земляного полотна к заданному сроку начала движения по дороге (при сооружении дорог на болотах без выторфовывания, на вечномерзлых грунтах, из грунтов повышенной влажности и т.п.).
Допускается на первой стадии применять сборные покрытия из железобетонных плит. При этом первая стадия устройства дорожной одежды (без укрепленного основания и без омоноличивания стыков) осуществляется при допустимой степени консолидации основания насыпей или при допустимых интенсивностях осадки, указанных в приложении 2. Вторая стадия устройства покрытия осуществляется также при достижении соответствующих степеней консолидации или интенсивности осадки, указанных в приложении 2.
При соответствующем технико-экономическом обосновании для стадийного строительства может предусматриваться дорожная одежда с асфальтобетонным покрытием на сборном основании. Покрытие в этом случае устраивается на второй стадии.
Эксплуатация дорожной одежды, построенной по первой стадии, сверх сроков, установленных в проекте, разрешается только с ведома инстанции, утвердившей проект при условии принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности движения.
1.8. При строительстве автомобильных дорог по первому этапу ширина полосы отвода должна резервироваться из расчета сооружения дороги по второму этапу. Формирование коридора коммуникаций вдоль дороги в этом случае производится с учетом требований автомобильной дороги по второму этапу строительства.
1.9. На первой стадии строительства дорожной одежды при соответствующем технико-экономическом обосновании могут предусматриваться покрытия из железобетонных плит и переходного типа (из песчано-гравийной смеси оптимального состава, металлургических шлаков, белитового шлама и укрепленных им каменных материалов и др.).
1.10. Проекты строительства автомобильных дорог, формирующих общую сеть дорог региона, подлежат согласованию с Минавтодором РСФСР. Согласованию подлежат параметры и капитальность дорог, сооружения дорожно-эксплуатационной службы и сервисного обустройства дорог.
Перечень дорог, входящих в общую сеть, определяется решением областного Совета народных депутатов. Эти дороги строят или реконструируют по нормативам не ниже III технической категории автомобильных дорог Союза ССР общего пользования и подъездных дорог к промышленным предприятиям.
1.11. Ввод дороги в эксплуатацию на каждом этапе и стадии строительства осуществляется государственной комиссией.
Эксплуатация дорог, построенных по первой стадии (включая меры по обеспечению безопасности движения), выполняется эксплуатационной организацией заказчика.
При выполнении работ на второй стадии строительства дорожной одежды допускается замена плит покрытия в объеме до 5-7%.
1.12. При вводе дороги в эксплуатацию по первой стадии может быть предусмотрено ограничение скорости движения до 50% расчетной скорости, но не ниже 30 км/ч.
1.13. При отсутствии в тексте настоящих ВСН указаний относительно каких-либо норм проектирования и строительства, последние должны приниматься по СНиП 2.05.02-85, СНиП 2.05.07-85* и СНиП 3.06.03-85, а также по ВСН 84-89, ВСН 46-83 и ВСН 197-83 Минтрансстроя, как для дорог общей сети аналогичных категорий.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
2.1.1. Автомобильные дороги нефтяных и газовых промыслов, как правило, должны размещаться на одной полосе (в одном коридоре) с другими инженерными коммуникациями (нефтепроводы, газопроводы, водоводы, линии электропередач и т.д.). Выбор положения для размещения коммуникаций в плане должен определяться генеральной схемой или перспективным планом развития нефтегазодобывающих промыслов с учетом расположения дороги в наиболее благоприятных топографических, инженерно-геологических и гидрологических условиях.
2.1.2. При определении структуры сетей и разработке проектов строительства автомобильных дорог ЗСНГК следует учитывать:
существующую и перспективную сети автомобильных дорог;
принятые схемы обустройства и сложившиеся производственные связи с ЗСНГК;
решения районных планировок по размещению поселков, районных городов и других объектов;
возможную потребность в автомобильных дорогах других отраслей промышленности района;
очередность освоения ЗСНГК и наличие ресурсов по строительству в нем автомобильных дорог.
2.1.3. Автомобильные дороги должны вводиться в эксплуатацию одновременно с началом освоения месторождений (до разбуривания и обустройства). В связи с этим при назначении категорий дорог, проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей, дорожных одежд за расчетный при соответствующем технико-экономическом обосновании следует принимать:
год максимального грузооборота на период разбуривания и обустройства месторождения, обслуживаемого данной внутрипромысловой дорогой, или группы месторождений, обслуживаемых данным участком межпромысловой дороги;
год выхода месторождения (или группы месторождений) на проектный (эксплуатируемый) уровень нефтегазодобычи.
2.1.4. При обосновании категории дороги следует рассматривать вариант снижения категории за счет организации доставки части грузов другими видами транспорта или по автозимникам.
2.1.5. При оценке экономической эффективности капиталовложений в строительство автомобильных дорог, помимо экономии, достигаемой за счет транспортирования грузов и пассажиров, необходимо учитывать возможный ущерб добывающей отрасли от отсутствия дорог (увеличение периода ликвидации возможных аварий, падение нефтедобычи, ограничение прироста добычи и т.д.), нарушение почвенно-растительного покрова и развитие необратимых процессов, следующих за этим и т.д.
2.1.6. Отвод земельных участков для размещения автомобильных дорог, водоотводных, защитных и других сооружений, зданий дорожной и автотранспортной службы, полосы для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по отводу земель для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений.
2.1.7. Ширина полосы отвода земли, необходимая для размещения земляного полотна, водоотводных сооружений и устройств автомобильной дороги, обосновывается расчетом и определяется с учетом ширины земляного полотна, высоты насыпи, ширины кюветов, резервов, берм.
При необходимости устройства технологических путей вдоль проектируемых дорог во временную полосу отвода включается дополнительно полоса на устройство построечных дорог.
2.1.8. Формируемая структура сети должна быть увязана с капитальностью дорог. Варианты оцениваются по показателю сравнительной эффективности, содержащему единовременные и текущие затраты на дороги, а также затраты или прибыль, возникающие в отраслях народного хозяйства, где реализуется рассматриваемое решение (косвенные эффекты):
,
где - величина единовременных затрат по -му варианту в -ом году; - величина текущих затрат (знак +) или прибыли (-) в различных отраслях народного хозяйства, связанных с реализацией варианта в -м году; - остаточная стоимость фондов по -му варианту в конце расчетного периода; - величина текущих затрат, связанная с ремонтом и содержанием дорог, перевозкой грузов и пассажиров; - расчетный срок сравнения вариантов или функционирования дорог промыслов; - нормативный коэффициент приведения разновременных затрат, равный 0,08.
Примечание. Для дорог, которые продолжают функционирование после расчетного срока, последнее слагаемое в формуле принимается со знаком "плюс", для промысловых дорог, которые прекращают функционирование в расчетный срок - со знаком "минус". Вследствие этого для промысловых дорог следует стремиться к минимизации остаточных фондов.
2.1.9. При проектировании строительства дороги в два этапа необходимо дополнительно установить:
параметры и капитальность земляного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений на первом и втором этапах строительства;
время и условия эксплуатации дороги, построенной по первому этапу;
перечень зданий и сооружений по ремонту и содержанию дороги и сервисное обустройство на каждом этапе строительства.
2.1.10. При проектировании устройства дорожной одежды в две стадии в проекте должно быть дополнительно отражено: