ИНСТРУКЦИЯ
по проведению обследования оборудования, зданий и сооружений
электрических и тепловых установок, электростанций, котельных,
электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и
потребителей тепловой и электрической энергии
УТВЕРЖДЕНА Руководителем Госэнергонадзора 15 ноября 2000 г.
Госэнергонадзор обязывает с 01.01.2001 г. обследования и составление документов проводить в соответствии с указанной инструкцией.
Считать утратившей силу с 01.01.2001 г. Инструкцию (типовую) по проведению обследования электрических и теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденную начальником Главгосэнергонадзора России 06.12.94 г. (кроме приложений 1 и 2) и информационное письмо от 06.12.94 г. N 42-6/37-ЭТ.
1.1. Инструкция по проведению обследования оборудования, зданий и сооружений электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии (далее "Инструкция") составлена на основании Положения о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.98 г. N 938.
1.2. Настоящая инструкция предназначена для государственных инспекторов по энергетическому надзору, осуществляющих надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, зданий и сооружений электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии (далее “обследуемая организация“), в соответствии с функциями, определенными Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации.
1.3. Инструкция устанавливает порядок организации и проведения обследования, оформления и выдачи акта-предписания, контроля исполнения предписания.
1.4. Под обследованием по вопросам энергетического надзора понимается всестороннее рассмотрение состояния дел по одному или нескольким направлениям (темам) деятельности обследуемой организации, проводимое одним или несколькими государственными инспекторами по энергетическому надзору, комиссией (далее “инспектор“) с выездом на место, оформлением и выдачей акта-предписания.
1.5. Организации с присоединенной мощностью электрических установок 750 кВА и выше и (или) тепловых установок 1 Гкал/час и выше подлежат комплексному или тематическому обследованиям.
Тематическое обследование предусматривает проведение проверки по отдельным вопросам.
Комплексное обследование предусматривает проведение проверки по всем темам одновременно, в том числе и теме рационального использования энергетических ресурсов.
Организации, имеющие мощности ниже указанных величин, подлежат обследованию по единой программе, разработанной управлением госэнергонадзора и включающей одновременно проверку всех вопросов, входящих в компетенцию Госэнергонадзора.
Обследования могут быть плановые и внеплановые. Плановое обследование проводится при осуществлении текущего надзора согласно утвержденному годовому плану работ.
Внеплановое обследование проводится после аварии, инцидента с оборудованием, пожара, стихийного бедствия, несчастного случая, а также по заданию руководства управления государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации (далее управление госэнергонадзора) или вышестоящих органов Госэнергонадзора.
1.6. Комплексное обследование проводится комиссией под председательством, как правило, начальника, его заместителя или начальника инспекции управления госэнергонадзора.
Периодичность плановых комплексных обследований организаций устанавливается не реже 1 раза в 5 лет.
Периодичность обследования организаций с мощностью ниже 750 кВА и (или) 1 Гкал/час устанавливается начальником управления госэнергонадзора, исходя из их количества и штатной численности инспекторского состава.
1.7. Тематическое обследование может проводиться комиссией, несколькими или одним инспектором.
1.8. Продолжительность обследования определяется на основании нормативов времени, разработанных управлением госэнергонадзора, в зависимости от электрической и (или) тепловой мощности, количества и типов установленного оборудования, видов основного и резервного топлива, вида обследования (комплексное, тематическое) и других факторов.
1.9. Инспектор во время обследования должен быть корректным, не превышать своих прав, проявляя при этом личную скромность, объективность и принципиальность, соблюдая установленный в обследуемой организации порядок и технику безопасности.
1.10. При обследовании двумя или более инспекторами один из них назначается старшим. При участии в обследовании работников других организаций, старшим является государственный инспектор по энергетическому надзору, если начальником управления госэнергонадзора не будет принято другое решение.
2.1. Инспектор, как правило, заблаговременно уведомляет руководителя организации о предстоящем проведении обследования.
2.2. До выезда в обследуемую организацию инспектор должен ознакомиться с материалами, имеющимися в управлении госэнергонадзора, в том числе:
- перечнем зданий и сооружений, включая гидротехнические сооружения;
- перечнем и характеристиками установленного основного и вспомогательного оборудования;
- тепловой и электрической схемами;
- особенностями эксплуатации энергоустановок;
- состоянием приборов учета энергии;
- актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;
- актами-предписаниями предыдущих обследований (в том числе другими надзорными органами) и сведениями по их выполнению;
- другими документами по усмотрению инспектора.
2.3. По прибытии в обследуемую организацию инспектор должен представиться ее руководителю или его заместителю, сообщить темы проверки, планируемое время пребывания в организации, согласовать порядок обсуждения результатов обследования, а также порядок подписания акта-предписания. Одновременно решается вопрос о представителях организации, которые будут присутствовать при обследовании.
Руководитель обследуемой организации обязан представить инспектору всю необходимую документацию, в том числе акты-предписания последних обследований данной организации другими органами государственного надзора и ведомственного контроля.
2.4. В зависимости от объема обследования и особенностей обследуемой организации, по согласованию с ее представителем, инспектор намечает план обследования, который определяет последовательность, сроки проведения обследования и время посещения структурных подразделений, отделов, служб и цехов, о чем представитель этой организации извещает соответствующие подразделения.
2.5. Обследование проводится инспектором на основании действующих НТД с использованием разработанных органами государственного энергетического надзора программ, методик и рекомендаций.
Программа обследования организации должна быть утверждена начальником управления госэнергонадзора или его заместителем.