Статус документа
Статус документа

Отраслевые нормы технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования

3. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

3.1. Земельный участок для строительства вокзала следует выбирать с учетом особенностей генерального плана населенного пункта и трассы железной дороги, с учетом удобных транспортных связей с основными районами населенного пункта.

Привокзальную площадь следует размещать, как правило, со стороны основной части селитебной территории, предусматривая удобные технологические взаимосвязи привокзальной площади, пассажирского здания и платформ. Привокзальную площадь и размещение вокзала следует проектировать с учетом создания удобных подъездов, остановок и зон парковки местного транспорта, пешеходных подходов при возможно более полном разделении путей движения потоков транспорта и пешеходов.

3.2. При размещении значительной части жителей по другую сторону железной дороги, при соответствующем обосновании, допускается устройство второй привокзальной площади с противоположной стороны железнодорожных путей. При этом должны быть обеспечены удобные, безопасные переходы пассажиров через железнодорожные пути к основному зданию вокзалов и без излишнего дублирования помещений.

3.3. В зависимости от местных условий (рельеф местности, размеры и характер застройки, интенсивность потоков магистрального и местного транспорта и пассажиров, тип вокзала и др.) привокзальную площадь и движения на ней транспорта и пешеходов допускается проектировать в одном или в нескольких уровнях, чтобы возможно более рационально использовать дорогостоящий земельный участок не только по горизонтали, но и по вертикали, чтобы создать лучшие условия для развязки потоков транспорта и пешеходов, их более удобные и короткие взаимосвязи.

3.4. В зависимости от расположения привокзальной площади относительно магистральных улиц и от движения местного (внутригородского) транспорта площади следует проектировать преимущественно тупиковыми или транзитными.

Тупиковая площадь замыкает одну или несколько улиц и является преимущественно конечным пунктом движения местного транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи обычно имеют поворотные петли, а движение транзитного транспорта отсутствует или незначительно.

Транзитная площадь располагается в узле нескольких улиц или в расширении ("кармане") одной из магистралей населенного пункта, через которую пропускаются транзитные потоки транспорта, а "карман", примыкающий к вокзалу, предназначен для транспорта, непосредственно связанного с обслуживанием вокзала.

3.5. Размеры и конфигурацию привокзальной площади надлежит проектировать с учетом типа, расчетной вместимости вокзала, числа и ширины пропускной способности прилегающих улиц, видов внутригородского транспорта, подходящего к вокзалу, характера застройки и благоустройства.

Продольные и поперечные уклоны площадей и отдельных ее зон надлежит, как правило, принимать не более трех процентов.


Размеры привокзальных площадей, размещаемых в одном уровне (без учета участков для размещения транзитного транспорта, парковки и автостоянок), следует принимать в соответствии с табл.3.1.

Таблица 3.1.

Группы вокзалов по расчетной вместимости

Размеры площади (миним.), га

Малые

0,3

Средние

0,7

Большие

1,0

Крупнейшие (особо большие)

1,25

3.6. Число видов и маршрутов внутригородского (местного) транспорта и остановок у вокзала определяется по местным условиям. Автомобильные стоянки, места парковки на площади следует проектировать в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов.

3.7. Площади больших и крупных вокзалов допускается подразделять на зоны отправления (для высадки из экипажей местного транспорта и сопутствующего обслуживания пассажиров, отправляющихся далее по железной дороге) и на зоны прибытия (для посадки в экипажи местного транспорта и сопутствующего обслуживания пассажиров, прибывших по железной дороге). В этих зонах следует предусматривать раздельные остановки (посты) посадки и высадки пассажиров.

3.8. Остановки (оборудованные навесами и ветрозащитными стенками) автобусов, трамваев, троллейбусов, метро надлежит располагать как можно ближе к вокзалу, как правило, не далее 100 м от основных входов-выходов пассажирского здания (для крупных вокзалов - 150 м).

Пассажирам должен быть предусмотрен безопасный, удобный и возможно короткий переход от остановок местного транспорта до железнодорожных платформ (и в обратном направлении). В климатических подрайонах IA, IБ, IГ и IД эти переходы допускается устраивать закрытого галерейного типа.

3.9. Организацию движения пешеходов и транспорта, зонирование территории на привокзальных площадях следует проектировать по местным условиям с использованием следующих приемов:

- с устройством пешеходной зоны и остановок транспорта по периметру площади;

- с устройством в средней части площади с примыканием к вокзалу пешеходной зоны полуостровного типа с размещением по ее периметру остановок транспорта (прибытия, отправления);

- с организацией движения пешеходов и транспорта в двух и более уровнях.

3.10. При наличии перепада рельефа местности между привокзальной площадью и перроном не менее 2,0-2,5 м, этот перепад следует использовать для целесообразности и экономичности расположения элементов вокзала (пассажирского здания, конкорса, платформ и т.д.) и площади в разных уровнях - в том числе над железнодорожными (перронными) путями и платформами или под ними, при минимальных горизонтальных и вертикальных перемещениях пассажиров и багажа.

В зависимости от местных условий следует предусматривать широкое использование подземного пространства для размещения автостоянок, гаражей, переходов, других предприятий, связанных с сопутствующим сервисным обслуживанием пассажиров - торговых, общественного питания, связи и т.п.

3.11. Пассажирское здание вокзала целесообразно, с учетом местных условий, объединять или блокировать со служебно-техническими, подсобными и вспомогательными зданиями и помещениями железнодорожной станции (тепловые пункты, посты электрической централизации, багажные отделения, гаражи для автомашин и электрокар, товарные конторы и т.п.) в случаях, когда такое объединение не противоречит функциональным, экономическим, строительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и условиям безопасности.

Целесообразно, с учетом местных условий (при соответствующей записи в задании на проектирование) объединение пассажирского здания с общественными зданиями, связанными с обслуживанием пассажиров - гостиницами, предприятиями торговли и общественного питания, сервисными центрами, транспортными агентствами, туристическими бюро и т.п.