Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ

     

Дата введения 1998-07-01



1. РАЗРАБОТАНЫ Временным творческим коллективом при Московском проектно-изыскательском институте Московской железной дороги МПС России (архитектор Е.В.Васильев - руководитель, инженеры И.Б.Каспэ, В.А.Рябов, Е.К.Тихонова, а также инженеры В.В.Александрова, В.В.Кучерявый, В.К.Телешева, Ю.В.Фирсов, Г.А.Чернышева) при консультации с Научно-проектным институтом учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий (ИОЗ) и с АОЗТ Архитектурным проектно-исследовательским объединением - Центром (АПИО-Центр) (архитекторы Л.А.Смывнова, М.Ю.Лимонад).

2. ВНЕСЕНЫ Департаментом пассажирских сообщений Министерства путей сообщения России по согласованию с Госстроем России (В.А.Цветков, Н.Н.Якимова, Л.В.Викторова) и Министерством труда и социального развития России (Ю.В.Колосов).

3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 июля 1998 г. указанием МПС России от 31 декабря 1997 г. N O-1у

4. С введением в действие настоящих норм с 1 июля 1998 г. утрачивают силу ВСН 01-91 (МПС СССР).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование новых, реконструкцию и (или) техническое перевооружение (модернизацию) действующих железнодорожных вокзалов, предназначенных для обслуживания пассажиров дальнего следования (далее - прямого и местного сообщений) с расчетной вместимостью 50 пассажиров и более. Нормы обязательны для всех организаций и предприятий, осуществляющих проектирование и строительство вокзалов, сооружаемых как самостоятельно, так и в объединении с помещениями для пригородных пассажиров, электрической централизации (ЭЦ), связи, багажных отделений, товарных контор и других железнодорожных служб.

Определение специальных терминов, использованных в настоящих нормах, приведено в обязательном приложении 1.

1.2. Проектирование объединенных (железнодорожно-автобусных и др.) вокзалов, вокзалов на пограничных станциях, в других особых условиях в части, касающейся железнодорожных пассажиров и служб, производится на основе настоящих норм; для других служб - по заданию на проектирование.

Проектирование вокзалов с расчетной вместимостью менее 50 пассажиров, а также устройств для обслуживания пассажиров на небольших пассажирских остановочных пунктах (обгонных пунктах, разъездах и т.п.) должно осуществляться в соответствии с заданием на проектирование.

Примечание. Отдельные отклонения от настоящих норм (по номенклатуре, площадям помещений и т.д.) допускаются при надлежащем обосновании по согласованию с органами, утверждающими проект, и излагаются в задании на проектирование.

1.3. Под вокзалом в настоящих нормах понимается комплекс зданий, сооружений и устройств, необходимых для обслуживания пассажиров дальнего следования, расположенный на одной железнодорожной станции (пассажирском остановочном пункте) с единым административным подчинением. Вокзал включает:

пассажирское здание и павильоны,

пассажирские платформы с навесами или без них,

переходы через железнодорожные пути (вокзальные переходы) в одном или в разных уровнях,

малые архитектурные формы и визуальные коммуникации. Отдельный вокзал в зависимости от местных условий может иметь не все перечисленные выше составляющие его элементы.

1.4. Основное технологическое назначение вокзала - это обеспечение безопасного, быстрого и удобного обслуживания пассажиров отправления при оформлении проездных документов, а также во время ожидания поезда; посадки и высадки из вагонов; кратковременного обслуживания пассажиров прибытия, а также встречающих и провожающих. При проектировании вокзалов особое внимание должно быть уделено вопросам удобной, безопасной и быстрой пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой. Например, с железнодорожных поездов на внутригородские (местные) виды транспорта (автобусы, метро и др.) и в обратном направлении.

1.5. Проектирование вокзала (нового, реконструируемого) следует проводить с учетом планировочной структуры населенного пункта и станции, на основе технологического и архитектурно-градостроительного решения транспортного узла, в котором, наряду с вокзалом, должны быть комплексно рассмотрены следующие технологически связанные между собой элементы:

- привокзальная площадь (прилегающая к вокзалу территория со стороны населенного пункта) с подъездами и подходами к вокзалу, остановочными пунктами общественного и индивидуального транспорта, местами парковки, автостоянками, элементами благоустройства;

- перрон с размещаемыми на нем железнодорожными станционными (перронными) путями, платформами, переездами и переходами через железнодорожные пути, другими обустройствами;

служебно-технические и вспомогательные здания и сооружения железнодорожной станции, по возможности, объединяемые или блокируемые с пассажирскими зданиями вокзалов на основе взаимосвязанного технологического и архитектурно-композиционного решения.

1.6. При разработке проектов вокзалов надлежит:

а) предусматривать необходимый по местным условиям состав элементов вокзала, перечисленный в п.1.3. настоящих норм, с целью обеспечения безопасного, удобного, удовлетворяющего санитарно-гигиеническим и др. требованиям обслуживания пассажиров, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения в любое время года при минимальных затратах времени на выполнение операций, связанных с отправлением или прибытием пассажиров;

б) обеспечивать четкую технологичность размещения и взаимосвязи элементов вокзала, разделение основных потоков пассажиров разных категорий и направлений, багажа на привокзальной площади, в пассажирском здании и на платформах, а также потоков разных видов транспорта;

в) учитывать природно-климатические, топографические, культурно-исторические, национальные и другие особенности района строительства;

г) предусматривать, преимущественно в теплое время года, когда потоки пассажиров,  как  правило,  значительно  увеличиваются,  возможность технологического обслуживания пассажиров (и с целью экономии капитальных и эксплуатационных затрат) вне пассажирского здания на открытом воздухе, широко применяя навесы, ветрозащитные стенки, малые архитектурные формы и пр. (см. Раздел 9);

д) учитывать архитектурно-композиционный характер застройки станции и привокзальной площади (прилегающей территории) другими зданиями и сооружениями. Добиваться архитектурной выразительности вокзала художественно правдивыми и экономичными средствами, отвечающими современной направленности архитектуры, большее внимание уделять вопросам технической эстетики и благоустройства;

е) предусматривать передовые методы обслуживания пассажиров и широкое, экономически оправданное использование прогрессивных средств механизации, автоматизации и компьютеризации для выполнения операций по обслуживанию пассажиров, уборке территории, помещений и платформ, транспортировке багажа и т.п.;

ж) добиваться экономичности в строительстве и эксплуатации вокзалов, используя вариантный метод проектирования для разработки оптимального функционального и архитектурно-планировочного решения вокзалов; предусматривать применение прогрессивных конструкций, строительных и отделочных материалов, технологического и инженерного оборудования, передовых методов строительства.

1.7. В зависимости от дальности поездки по железной дороге и характера обслуживания пассажиры подразделяются на следующие категории:

- пассажиры дальнего следования (прямого и местного сообщения), в т.ч. транзитные;

- пассажиры пригородного сообщения (пригородные).

К пассажирам дальнего следования относятся: пассажиры дальних и местных поездов, следующие в пределах одной или нескольких дорог, как правило, на расстояния свыше 200 км; транзитные - пассажиры дальнего следования, совершающие пересадку с поезда на поезд на данном вокзале; прямого сообщения - пассажиры дальнего следования, совершающие поездку в беспересадочных вагонах; местного сообщения - следующие на расстояние свыше 200 км, в пределах одной дороги.

К пригородным пассажирам относятся пассажиры пригородных поездов, следующих в пределах зон пригородного движения, устанавливаемых приказом Министерства путей сообщения, как правило, в пределах до 150-200 км от головной станции.

1.8. Вокзалы в зависимости от категории обслуживаемых пассажиров и технико-экономического обоснования в части технологического и объемно-планировочного решения следует проектировать:

- раздельными - предназначенными для обслуживания всеми элементами вокзала только одной категории пассажиров - для пассажиров дальнего следования или только для пригородных;

- частичнораздельными - предназначенными для совместного обслуживания пассажиров как дальнего следования, так и пригородных, но для каждой категории пассажиров создаются некоторые раздельные (самостоятельные) элементы вокзала, например, пассажирские здания, платформы;

- общими - предназначенными для совместного обслуживания пассажиров как дальнего следования, так и пригородных всеми элементами вокзала.

1.9. В зависимости от взаиморасположения в плане пассажирского здания, платформ и перронных железнодорожных путей вокзалы подразделяются на следующие типы (рис.1.1.):

а) боковой (береговой), когда пассажирское здание и примыкающая к нему боковая платформа располагаются сбоку, с внешней стороны перронных путей;

б) островной, когда пассажирское здание, а в некоторых случаях и привокзальная площадь располагаются между перронными железнодорожными путями, на островной платформе;

в) тупиковый, когда пассажирское здание и примыкающая к нему распределительная (лобовая) платформа располагается поперек тупиковых перронных железнодорожных путей и платформ, замыкая их;

г) русловый, надпутный или подпутный (варианты по местным условиям), когда пассажирское здание располагается непосредственно над или под перронными железнодорожными путями и платформами. Вокзалы этого типа особенно эффективны в условиях сложившейся затесненной городской застройки, при сложном рельефе местности;

д) комбинированный, сочетающий в себе черты нескольких указанных выше типов вокзалов.

Рис.1.1. Типы вокзалов в зависимости от взаиморасположения в плане пассажирского здания, платформ и перронных железнодорожных путей

1.10. В зависимости от местных условий и от взаиморасположения по вертикали привокзальной площади, пассажирского здания и платформ (перронных железнодорожных путей) вокзалы могут быть трех типов (рис.1.2.):

а) одноуровневый (горизонтальный), когда площадь, здание (полы первого этажа) и платформы находятся примерно на одном уровне:

- с использованием пешеходного тоннеля;

- с использованием пешеходного моста;

б) двухуровневый пониженный, когда площадь и здание (полы первого этажа) находятся ниже платформ примерно на этаж; с использованием пешеходного тоннеля;

двухуровневый повышенный, когда площадь и здание (его часть, обращенная на площадь) находятся выше платформ примерно на этаж; с использованием пешеходного моста;

в) многоуровневый, когда площадь, здание и платформы находятся в нескольких уровнях, в том числе непосредственно друг над другом, с использованием пешеходных тоннелей и мостов в разных сочетаниях (комбинациях).



а) одноуровневый


б) двухуровневый


в) многоуровневый

Рис.1.2. Типы вокзалов в зависимости от взаиморасположения привокзальной площади, пассажирского здания и платформ по вертикали:

а) одноуровневый

- (горизонтальный) с использованием пешеходного тоннеля;

(горизонтальный) с использованием пешеходного моста;

б) двухуровневый

- (пониженный) с использованием пешеходного тоннеля;

(повышенный) с использованием пешеходного моста;

в) многоуровневый

- в разных сочетаниях (комбинациях), с использованием пешеходных тоннелей и мостов

1.11. При разработке проектов вокзалов следует руководствоваться положениями действующих межгосударственных и государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р), строительных норм и правил (СНиП), санитарных норм и правил, норм пожарной безопасности (НПБ), Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, настоящих норм, а также других нормативно-технических документов в соответствии с приводимыми по тексту ссылками на них (см. р.2 и далее).

1.12. При проектировании вокзалов, расположенных в Северной строительно-климатической зоне, в районах с жарким климатом и в районах с повышенной сейсмичностью, кроме требований настоящих норм, должны учитываться специальные требования на основе соответствующих нормативных документов.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

          

В настоящих нормах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация зданий.

СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Изд.1996 г.

СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения.

СНиП 2.04.05-91* Отопление, вентиляция и кондиционирование. Изд. 1994 г.

СНиП 2.04.07-86* Тепловые сети. Изд. 1994 г.

СНиП 2.04.08-87* Газоснабжение. Изд. 1995 г.

СНиП 2.04.09-84 Пожарная автоматика зданий и сооружений.

СНиП 2.04.14-88 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов.

СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Изд. 1994 г.

СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения. Изд. 1993 г.

СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания. Изд. 1995 г.

СНиП II-35-76 Котельные установки.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».