Статус документа
Статус документа

          

     ГОСТ 30442-97
(ИСО 9633-92)

Группа Г15

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

     

ЦЕПИ ПРИВОДНЫЕ РОЛИКОВЫЕ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДОВ

     
Технические условия

Roller transmission chains for cycles. Specifications



МКС 21.220.30

ОКП 41 7312

Дата введения 2000-07-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении Госстандарта России (ВНИИНМАШ) и Научно-исследовательским технологическим институтом угольного машиностроения (НИИТуглемаш)

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 11-97 от 25 апреля 1997 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины



3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст ИСО 9633-92 "Цепи велосипедные. Параметры и методы испытаний" и дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны

4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 9 ноября 1999 г. N 399-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30442-97 (ИСО 9633-92) введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область распространения


Настоящий стандарт распространяется на приводные роликовые цепи для велосипедов, соответствующие международному стандарту ИСО 9633, и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны. Эти требования приведены в приложении Б.

Настоящий стандарт включает размеры и механические характеристики велосипедных цепей.

Настоящий стандарт также устанавливает методы определения механических характеристик таких, как скручивание, боковое отклонение, тугое звено и боковой изгиб.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

     3 Определения


Настоящий стандарт устанавливает следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 боковое отклонение цепи: Состояние, когда действительная осевая линия цепи не является прямой;

3.2 боковой изгиб цепи: Состояние, которое характеризуется высотой дуги, возникающей у цепи в плоскости, параллельной плоскости валиков цепи, когда цепь имеет боковое отклонение при максимально допустимых внутренних размерах;

3.3 тугое звено: Состояние, когда звено цепи не может плавно поворачиваться от начального положения до 60° вправо и влево через центр оси двух смежных звеньев;

3.4 скручивание цепи: Состояние, когда оси центров шарниров звеньев цепи не находятся в одной плоскости.

     4 Размеры и обозначения

4.1 Размеры цепей должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 1.


Рисунок 1 - Цепь



Таблица 1 - Основные размеры, нагрузка измерения и разрушающие нагрузки

                                                                                                                                                                                                                                           Размеры в миллиметрах

Но-
мер цепи

Шаг

Диа-
метр ро-
лика

 

Расс- тояние между внут-
рен-
ними плас-
тина- ми

Диа-
метр ва-
лика

Диа-
метр отвер-
стия втулки

Мини-
маль-
ный раз-
мер для про-
хода цепи

Ши-
рина внут-
рен-
ней плас-
тины

Ши-
рина наруж-
ной плас-
тины

Размеры переходного звена*

Ши-
рина внут-
рен-
него звена

Расс- тояние между наруж- ными пласти- нами

Ши-
рина по вали-
кам

Допол-
ните-
льная ши-
рина для замка**

Наг-
рузка изме- рения, Н

Мини- маль-
ная раз-
руша- ющая наг-
рузка, Н


081С

12,7

7,75

3,30

3,66

3,71

10,17

9,91

9,91

5,36

5,38

0,08

5,6

5,70

10,2

1,5

125

8000

082С

12,7

7,75

2,38

3,66

3,71

10,17

9,91

9,91

***

***

***

4,6

4,73

8,2

-

125

9800

* Переходные звенья не рекомендуется использовать для цепей, предназначенных для тяжелых условий работы.

** Фактический размер зависит от типа используемого замка, но не должен превышать указанный размер, данные о котором покупатель может получить от изготовителя.

*** Цепи 082С обычно монтируют с прямыми (соединительными) звеньями, а не с переходными.



Указанные размеры обеспечивают полную взаимозаменяемость цепей, изготовленных различными производствами.

Пример обозначения велосипедной приводной роликовой цепи с шагом 12,7 мм, с минимальным расстоянием между внутренними пластинами 3,30 мм (номер по ИСО 081С):

081С ГОСТ 30442-97


Цепь должна иметь следующую маркировку:

- обозначение изготовителя или торговую марку;

- номер цепи в соответствии с таблицей 1.

     5 Технические требования

5.1 Минимальная разрушающая нагрузка для каждой цепи должна соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

5.2 Допускаемое значение скручивания цепи должно быть в пределах ±15°, при этом значение должно быть в пределах ±0,17 ( - общее значение скручивания (6.4)).

5.3 Боковое отклонение цепи при проверке по методу контроля 6.5 не должно превышать значения, позволяющего свободное перемещение от руки измерительной линейки по всей длине образца.

5.4 В цепи не должно быть тугих звеньев.

5.5 Боковой изгиб на 49 звеньях должен быть:

40 мм105 мм.

5.6 Требования 5.1, 5.2, 5.4, а также требования Б.4 и Б.5 приложения Б являются требованиями безопасности.

     6 Методы контроля и испытаний

6.1 Испытание на растяжение

6.1.1 Растягивающая нагрузка, не менее чем минимальная разрушающая нагрузка, приведенная в таблице 1, должна плавно прикладываться к концам отрезков цепи, имеющих, по крайней мере, пять свободных шагов между центрами захватов, которые должны обеспечивать свободное перемещение цепи в обе стороны от осевой линии в нормальной плоскости.

Следует учитывать, что повреждение цепи происходит прежде всего там, где возрастающее удлинение уже не сопровождается увеличением нагрузки, т.е. в точке, соответствующей вершине на диаграмме нагрузка - деформация растяжения.

Испытания, при которых повреждение происходит рядом с захватами, не принимаются во внимание.

6.1.2 Испытания на растяжение следует рассматривать, как испытания с разрушением образца, а испытанные образцы должны быть выбракованы.

6.2 Контроль пробной нагрузкой

Все цепи должны быть подвергнуты испытанию на пробную нагрузку, равную одной трети минимальной разрушающей нагрузки, приведенной в таблице 1.

6.3 Контроль точности длины цепи

Длину готовых цепей следует измерять после того, как они были подвергнуты испытанию на пробную нагрузку, но перед смазкой или после обезжиривания.

Стандартная длина для измерения должна быть не менее 610 мм и должна заканчиваться внутренним звеном с каждого конца.

Цепь должна поддерживаться по всей длине и к ней должна быть приложена нагрузка измерения, указанная в таблице 1.

Измеренная длина должна быть номинальной +0,15%.

6.4 Контроль скручивания

6.4.1 Визуальное обнаружение скручивания

Для визуального обнаружения скручивания необходимо подвесить цепь за один конец и осмотреть центровку звеньев.

Этот визуальный контроль позволяет обнаружить местонахождение дефектов (6.4.2) и дать оценку возможного скручивания цепи.

6.4.2 Метод измерения скручивания прибором

6.4.2.1 Прибор для измерения скручивания, показанный на рисунке 2, должен отвечать требованиям по геометрическим параметрам рисунка 3.


1 - скользящая головка; 2 - балансир крутящего момента; 3 - фиксированная головка; 4 - грузовой балансир; 5 - шкала транспортира; 6 - стрелка (указатель)

     
Рисунок 2 - Прибор для измерения скручивания


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs