4.1. Диагностику участков концентрации ДТП выполняют в целях выявления неблагоприятных дорожных условий и оценки степени их влияния на формирование аварийности для последующего назначения мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
4.2. Повышению вероятности появления участков концентрации ДТП способствуют такие характеристики технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания дорог, которые не соответствуют нормативным требованиям по условиям безопасности движения, а также неблагоприятное сочетание дорожных условий на смежных участках.
4.3. К основным группам показателей, способствующим формированию аварийности в местах концентрации ДТП вследствие их возможного отклонения от нормативных требований, следует отнести:
группа I - параметры и характеристики, длительное время не меняющиеся (меняются в основном при реконструкции) - параметры геометрических элементов дороги и ее инженерных сооружений (показатели технического уровня дороги);
группа II - параметры, меняющиеся под воздействием транспортных нагрузок (меняются в основном при ремонте и содержании дорог) - транспортно-эксплуатационные качества дорог (показатели эксплуатационного состояния);
группа III - переменные характеристики, зависящие от уровня содержания дорог.
Нормативные требования к указанным группам показателей регламентированы СНиП 2.05.02-85, ГОСТ Р 50597-93 и "Временным руководством по оценке уровня содержания автомобильных дорог" (ФДС России, 1997 г.).
4.4. Диагностику участков концентрации ДТП выполняют на основе совместного анализа аварийности и оценки состояния дорожных условий. Анализ аварийности основывается на результатах учета ДТП, осуществляемого в соответствии с "Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации". Оценка состояния дорожных условий выполняется в соответствии с "Правилами диагностики и оценки состояния автомобильных дорог" (ВСН 6-90).
4.5. Для оценки роли дорожных факторов в возникновении участков концентрации ДТП требуется:
- выполнить оценку технического уровня и эксплуатационного состояния рассматриваемых участков дорог и смежных с ними с использованием информации, имеющейся в автоматизированном банке дорожных данных, паспортов автомобильных дорог, результатов инвентаризации, иной технической документации;
- провести анализ ведомостей и актов проверки уровня содержания рассматриваемых участков дорог;
- выполнить анализ ДТП на участках их концентрации.
При отсутствии или неполноте исходных данных в установленном порядке должны быть выполнены дополнительные специальные работы по диагностике, оценке эксплуатационного состояния и уровня содержания участков концентрации ДТП.
Высокая степень вероятности того, что именно дорожные факторы способствуют возникновению участков концентрации ДТП, определяется следующими условиями:
- уровень аварийности в течение продолжительного периода (3-5 лет) имеет стабильный или прогрессирующий характер (см. табл.3.1);
- выявлены дефекты и несоответствия нормативным требованиям элементов параметров дорог, перечисленных в п.4.3 настоящих Методических рекомендаций;
- среди совершенных за расчетный период ДТП имеются те, в которых дорожные условия (по данным ГИБДД) отмечены как условия, способствующие их возникновению;
- выявлена повторяемость отдельных видов ДТП, причин и условий их возникновения.
4.6. Для выявления дорожных условий, способствовавших возникновению участков концентрации ДТП, на основе анализа аварийности используют: сведения о видах, причинах и условиях, приведших к ДТП; характерные схемы ДТП; распределение аварийности по часам суток, дням недели и периодам года.
4.6.1. Определение причин, способствующих возникновению участков концентрации ДТП, выполняется на основе анализа причин и видов ДТП, зарегистрированных органами ГИБДД на каждом рассматриваемом участке, их распределения по сезонам года и времени суток, состояния дорожных условий, отмеченных в учетных карточках ДТП. В результате устанавливают группы ДТП с характерными причинами, имеющие наиболее высокую вероятность возникновения, и назначают возможные варианты мероприятий, направленных на снижение наблюдаемой аварийности. В случае, если объем выборки данных о ДТП на рассматриваемом участке концентрации ДТП недостаточен для выполнения статистического анализа, выбор мероприятий может быть основан на анализе аварийности одновременно на нескольких участках концентрации ДТП, имеющих схожие показатели эксплуатационного состояния дороги и интенсивность движения транспортных потоков и расположенных на тех же характерных элементах и участках дороги (пересечения и примыкания, населенные пункты, подъемы, кривые в плане и т.п.).
4.6.2. Стабильность аварийности на участке концентрации ДТП, когда ежегодное число возникающих на нем происшествий отличается не более чем на одно-два, указывает на наличие постоянно действующих факторов, к которым принадлежат прежде всего параметры геометрических элементов дорог на самом участке концентрации ДТП, а также неблагоприятное их сочетание с параметрами геометрических элементов на смежных участках.
Нестабильность аварийности может свидетельствовать о влиянии переменных факторов, отнесенных к группам II и III. При ежегодном росте аварийности на участке, когда интенсивность движения существенно не изменяется, наиболее вероятно, помимо параметров геометрических элементов, влияние II и III групп факторов, связанных с постепенным ухудшением состояния покрытия, проезжей части и обочин или со снижением уровня их содержания.
4.6.3. Особое внимание следует уделять анализу тех ДТП на участках их концентрации, в которых состояние элементов дороги зарегистрировано ГИБДД в качестве условий, способствующих возникновению происшествий. Указанные дорожные условия необходимо рассматривать в качестве одной из основных причин формирования участков концентрации ДТП. Полный перечень таких неблагоприятных дорожных условий, способствующих возникновению ДТП, приведен в "Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации".
4.6.4. При выявлении причин концентрации ДТП необходимо учитывать сезонные изменения аварийности. В зимнее время основной причиной может являться нарушение сроков ликвидации скользкости и снегоуборки или неудовлетворительное качество выполнения указанных работ. Гололед на проезжей части является фактором, способствующим возникновению ДТП всех видов.
Увеличение числа столкновений транспортных средств зимой может быть связано также с образованием узких мест из-за скопления снега в зоне кривых в плане малого радиуса, на обочинах. Одной из причин наездов на пешеходов служит занос тротуаров снегом в населенных пунктах, что вынуждает пешеходов идти по проезжей части.
Неудовлетворительное зимнее содержание может служить фактором, способствующим возникновению участка концентрации ДТП, в следующих случаях:
- если в учетных карточках ДТП ежегодно в зимний период регистрируется наличие гололеда, снежных отложений, скользкости покрытия, неудовлетворительного состояния тротуаров (при ДТП, связанных с наездами на пешеходов) в качестве условий, способствовавших ДТП;
- при количестве совершенных в зимний период ДТП, превышающем 30% от общего их числа на участке концентрации.