Погрешность балансировки представляет собой разность между остаточным дисбалансом ротора и его оценкой, полученной в ходе балансировки,* т.е. является векторной величиной. Погрешности балансировки подразделяют на следующие виды:
а) систематическая погрешность - не изменяется от измерения к измерению, проводимых в одних и тех же условиях; ее модуль и угол могут быть оценены посредством либо расчета, либо измерения;
б) случайная погрешность - ее модуль и угол изменяются непредсказуемым образом для различных пусков при одних и тех же условиях.
________________
* Следует иметь в виду, что в промежутке между балансировкой ротора и началом его эксплуатации дисбаланс ротора может измениться, например в результате транспортировки. Такие изменения не относят к погрешностям балансировки, однако их, по возможности, также следует оценивать и учитывать при приемке ротора в соответствии с выбранным критерием.
Ниже приведен перечень причин возникновения погрешностей*.
________________
* Вклад в погрешность балансировки вносят также погрешности измерительной системы. Они не зависят от балансируемого ротора и должны быть определены и, по возможности, сведены к минимуму до проведения процедуры балансировки; однако нескомпенсированные погрешности измерительной системы также должны быть приняты во внимание при оценке общей погрешности балансировки.
Их разделение по видам вызываемых погрешностей является условным и зависит от используемой технологии балансировки (на балансировочных станках, на месте установки, с использованием дополнительных приспособлений, балансировка ротора в сборе или по частям и т.п.).
Некоторые из погрешностей более подробно обсуждены в приложении А.
4.1 Систематические погрешности
Систематические погрешности могут быть вызваны:
а) дисбалансом приводного вала балансировочного станка;
б) дисбалансом оправки;
в) радиальными и осевыми биениями деталей привода на оси вала ротора;
г) радиальными и осевыми биениями деталей, используемых для крепления составных частей ротора, или оправки (см. 5.2);
д) несоосностью цапф ротора и поверхности опоры, используемой при балансировке;
е) радиальными и осевыми биениями в подшипниках качения, которые не используют при эксплуатации ротора, а применяют только для установки ротора на балансировочном станке;
ж) радиальными и осевыми биениями вращающихся колец (и их дорожек) подшипников качения, используемых при эксплуатации, которые устанавливают после балансировки;
з) дисбалансом, вызываемым шпонкой или шпоночной канавкой;
и) остаточным магнетизмом ротора или оправки;
к) погрешностями, вызываемыми повторной сборкой ротора;
л) погрешностями, вызываемыми балансировочными приспособлениями;
м) разницей в посадочных диаметрах вала ротора и балансировочной оправки;
н) дефектами карданных соединений.
4.2 Случайные погрешности
Случайные погрешности могут быть вызваны:
а) неплотной посадкой деталей;
б) захваченными при вращении ротора жидкими или твердыми частицами;