Статус документа
Статус документа

РД 31.3.3-97 Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта

2. Определение объема контроля



2.1. Объем контроля при выполнении контрольно-инспекторских обследований сооружений в целях их освидетельствования должен определяться руководителем работ - инспектором организации-контролера в соответствии с рекомендациями настоящего Руководства.

2.2. Освидетельствование сооружений следует начинать с проверки технической документации с целью ретроспективного анализа изменения технического состояния сооружения и выявления факторов, способствующих этому изменению за время с предыдущего освидетельствования. Таким путем выявляются основные направления контроля, контролируемые элементы и конструкции, определяется предварительный объем отдельных осмотров и измерительного контроля.

2.3. Перечень проверяемой технической документации представлен в таблице П.4.1 приложения 4. Объем проверки зависит от категории освидетельствования (первичное, очередное, внеочередное).

2.4. По результатам проверки технической документации необходимо составить акт проверки (приложение 4), в котором следует отметить качество ведения технической документации и документально зарегистрированные изменения технического состояния сооружения за время с последнего освидетельствования. Акт проверки технической документации должен входить в состав отчета по результатам контроля.

2.5. После проверки технической документации следует провести рекогносцировочный осмотр сооружения, по результатам которого определить предварительный объем контроля. Для этих целей используются рис.2.1 и таблица 2.1, в которой приведены справочные данные по нормируемым признакам технического состояния (качественным и количественным) и рекомендованные методики контроля.

2.6. Определение предварительного объема контроля завершается составлением программы работ - алгоритма контроля. Этот документ является вторым обязательным приложением (после акта проверки технической документации ) к отчету по контролю. Он составляется инспектором по форме, приведенной в приложении 5. При этом учитываются назначение и тип сооружения, его техническое состояние и условия эксплуатации. Минимальный рекомендованный объем контроля при освидетельствовании сооружений различных типов приведен в таблице 2.2.

2.7. Алгоритм контроля составляется инспектором с полнотой и детальностью, необходимой и достаточной для самостоятельного выявления установленных характеристик технического состояния сооружения каждым из исполнителей. В алгоритме контроля перечисляются все контролируемые элементы, виды контроля, очередность и порядок выполнения операций контроля, положение контрольных точек, указываются методики и средства контроля.

2.8. Результаты обследований по каждой из контрольных операций сразу после ее завершения передаются исполнителем руководителю работ в письменном виде вместе с эскизами, схемами, чертежами, графиками и другими необходимыми пояснениями.

2.9. На основе анализа промежуточных результатов обследования руководитель работ должен осуществить корректировку алгоритма контроля, увеличивая или уменьшая объем контроля. Корректировка прилагается к основному документу в порядке, установленном приложением 5.


1 - дно;

 2 - кордонная плита; 3 - отбойное устройство; 4 - колесоотбойный брус; 5 - швартовная тумба; 6 - крановый путь;
7 - покрытие; 8 - шпунтовая стенка; 9 - анкерная тяга; 10 - анкерная опора; 11 - разгрузочная платформа;
12 - элемент внешней пригрузки; 13 - плита ростверка; 14 - постель; 15 - массивовая кладка; 16 - каменная призма;
17 - массив - гигант; 18 - оболочка большого диаметра; 19 - лицевая плита уголкового блока; 20 - фундаментная плита;
21 - контрфорс; 22 - ряж; 23 - свая; 24 - судовозный рельсовый путь; 25 - шпунтовая ячейкa; 26 - ригель;
27 - балка (ферма) пролетного строения; 28 - крепление откоса; 29 - каменная наброска; 30 - берменный массив;
 31 - парапет; 32 - надстройка мола; 33 - капитель; 34 - элемент сопряжения подпричального откоса с территорией;
35 - шатровый блок; 36 - защитное покрытие откоса; 37 - упор порога; 38 - средства навигационного оборудования;
39 - грунты основания; 40 - грунты засыпки; 41 - дренажные устройства; 42 - элементы водоснабжения;
43 - электроснабжение; 44 - элементы системы связи; 45 - железнодорожные пути;
46 - специальные элементы конструкций

Примечание. Позиции 39-46 на схемах условно не показаны

Рис.2.1. Классификатор гидротехнических сооружений и их элементов

     

Таблица 2.1

     
Перечень контролируемых параметров элементов сооружений, контрольные операции

N эле- мента

Шифр
кон- струк- тивной схемы

Наименование элемента (рис.2.1)

Выполняемая функция в сооружении

Вид конструкции, материал

Контролируемые параметры

Номер контрольной операции по таблице 5.1

1

1
2
3

Дно у причала или оградительного сооружения

Основание
сооружения. Обеспечение судоходных глубин

-

Профиль дна у сооружения и его изменения.

1, 16

  

  

  

  

  

Глубины на полосе 20 м вдоль причала.


  

  

  

  

  

Наличие посторонних предметов, мешающих судоходству.

Глубины вдоль сооружения

1


6

Дно судоходного канала

Обеспечение судоходных глубин

-

Профиль поперечного сечения

17

2

1
2
4.1
4.2

Кордонная плита

Обеспечение прямолинейности причальной плоскости

Железобе- тонный оголовок шпунтовой стенки, бортовая балка эстакады, лицевая плита уголковой надстройки и т.д.

Пространственное положение

14

  

  

  

  

  

Поврежденность.

3, 25

  

  

  

Опорная поверхность для отбойных устройств. Защита металлического шпунта от коррозии

Прочность бетона

26

3

1
2

Отбойное устройство

Гаситель энергии судна

Резиновый элемент, пневматический амортизатор, навесной деревянный щит на автопокрышках, деревянная отбойная рама, кранец из автопокрышек и др.

Комплектность.

Поврежденность амортизаторов, деталей и узлов их крепления

3

4

1
2

Колесо- отбойный брус

Ограждающая конструкция

Железобетон, дерево, сталь

Поврежденность

3, 25

5

1
2

Швартовная тумба

Удержание судна при стоянке

Чугун, сталь

Комплектность.

Поврежденность тумб и их креплений

3

6

1
2

Крановый путь

Несущая конструкция (нагрузка от катков крана). Направляющие для перегруз. механизмов

Стальные рельсы на шпально- балластном основании или на железобе- тонных балках

Планово-высотное положение.

Поврежденность рельс и скреплений

3, 14, 25, 27

  

  

  

  

  

Поврежденность шпал.

11, 25

  

  

  

  

  

Наличие балластного слоя

11

  

  

  

  

  

Поврежденность балки

25

  

  

  

  

  

Прочность бетона

26

7

1
2
3      

Покрытие

Обеспечение беспрепятственного перемещения транспорта, механизмов и людей. Основание для размещения грузов

Асфальтобетон, цементобетон, железобетонные плиты

Высотное положение.

Поврежденность     

3, 14


25

8

1.1-1.4
3.7
4.1
4.2
4.5

Шпунтовая стенка

Ограждающая и несущая конструкция

Стальной шпунт, железобе- тонный шпунт

Пространственное положение.

15,
18, 19
27

  

  

  

  

  

Грунтонепрони- цаемость.

4, 25

  

  

  

  

  

Поврежденность.

25

  

  

  

  

  

Коррозионный износ.

29






Прочность бетона

25

9

1.1-1.3
1.9
3.7
4.1

Анкерная тяга

Обеспечение неподвижности лицевой стенки

Сталь

Поврежденность узлов крепления.

Поврежденность тяги

4, 25

3, 4, 27

10

1.1-1.3
1.9
4.1

Анкерная опора

Обеспечение неподвижности шпунтовой стенки

Стальные трубы и шпунт, железобетонные плиты

Поврежденность

3, 25, 27

11

1.2

Разгрузочная платформа

Несущая конструкция

Железобетон

Поврежденность

25

12

1.3

Элемент внешней пригрузки

Ограждающая и несущая конструкция

Железобетон

Пространственное положение.

15, 18
19






Поврежденность.

25






Прочность бетона

26

13

1.4

Плита ростверка

Несущая конструкция

Железобетон

Пространственное положение.

14, 20

  

  

  

  

  

Поврежденность

25

14

1.5
1.8
1.9
1.10
3.1
3.3
3.5
4.6

Постель

Распределение давления от сооружения на грунт.
Выравнивание основания

Камень, щебень

Деформация.

Высотное положение.

Состав материала

10, 21

15

1.5
3.1
4.6

Массивовая кладка

Ограждающая и несущая конструкция

Бетонные массивы

Пространственное положение.

15
18,19

  

  

  

  

  

Взаимное положение массивов в кладке.

18

  

  

  

  

  

Поврежденность массивов.

5, 25






Прочность бетона

26

16

1.5
4.2
4.6

Каменная призма

Снижение нагрузки на сооружение, обеспечение грунтонепро- ницаемости

Камень щебень

Просадка территории вследствие диффузии грунта.

Состав материала

3




10

17

1.6
3.3

Массив-гигант

Ограждающая и несущая конструкция

Железобетон, песок заполнения

Пространственное положение.

Грунтопрони- цаемость.

15,18
19

4

  

  

  

  

  

Поврежденность.

5, 25

  

  

  

  

  

Прочность бетона

26

18

1.7
3.5

Оболочка большого диаметра

Ограждающая и несущая конструкция

Железобетон, сталь

Пространственное положение

15,18
19






Грунтонепрони- цаемость.







Поврежденность.

8, 25, 29






Прочность бетона

26

19

1.8
1.9

Лицевая плита уголкового блока

Ограждающая и несущая конструкция

Железобетон

Пространственное положение.

Грунтонепрони- цаемость.

15,18
19

4

  

  

  

  

  

Поврежденность.

5, 25

  

  

  

  

  

Прочность бетона

26

20

1.9

Фундаментная плита уголкового блока

Несущая конструкция

Железобетон

Поврежденность.

Прочность бетона

5, 25

26

21

1.8

Контрфорс

Несущая конструкция

Железобетон

Поврежденность

25

22

1.10

Ряж

Ограждающая и несущая конструкция

Дерево, камень

Пространственное положение.

15, 19

  

  

  

  

  

Поврежденность древесины.

7, 25

  

  

  

  

  

Поврежденность элементов крепления

7

23

1.2
1.4
2.1-2.6
3.6
4.5
2.5
5.3

Свая

Несущая конструкция

Стальные и железобе- тонные трубы, железобетонные призматические сваи, сварные сваи из металлопроката, открытых профилей, деревянные сваи

Пространственное положение.

15,19





 

Контакт с сопрягаемым элементом.

6



-


Поврежденность.

6, 25, 27
29

  

  

  

  

  

Прочность

25, 26
28

24

5

Судовозный рельсовый путь

Несущая и направляющая конструкция

Стальные рельсы на железобе- тонных балках или шпальнобал- ластном основании

Планово-высотное положение.

15, 21

  

  

  

  

  

Поврежденность.

11, 25

  

  

  

  

  

Прочность бетона

26

25

2.7
3.4

Шпунтовая ячейка

Ограждающая и несущая конструкция

Стальной шпунт

Пространственное положение.

14, 15
19






Грунтонепрони- цаемость.

9






Поврежденность

25, 27
29

26

2.1
2.3

Ригель

Несущая конструкция

Железобетон

Пространственное положение.

20

  

  

  

  

  

Поврежденность.

20, 25

  

  

  

  

  

Прочность бетона

26

27

2.5
2.6
2.7

Балка (ферма) пролетного строения пирса мостового типа

Несущая конструкция

Сталь

Пространственное положение.

Поврежденность

14, 23


25, 27

28

2.1-2.4
4.3
4.4

Крепление откоса

Защита грунта откоса от размыва волнами и
течениями

Камень различной крупности

Профиль откоса.

16






Состав материала

10

29

3.2

Каменная наброска

Ограждающая и несущая конструкция

Камень

Профиль.

Состав материала

14, 16

10

30

3.1

Берменный массив

Защита каменной постели от размыва

Бетон

Пространствен- ное и взаимное положение массивов.

15, 21






Поврежденность

25

31

3.1
3.3

Парапет

Защита от заплеска

Каменная кладка, бетон, железобетон

Пространствен- ное положение.

14






Поврежденность

3, 25

32

3.1
3.3
3.5
3.7

Надстройка мола

Обеспечение проезда транспорта и прохода людей к голове мола, жесткости и монолитности конструкции

Бетон

Пространствен- ное положение.

Поврежденность

14


25

33

2.2
5.3

Капитель

Несущая конструкция, увеличение площади опирания плит перекрытия, подрельсовой балки на сваю

Железобетон

Поврежденность.

Прочность бетона

25

26

34

2.1-2.3

Элементы сопряжения подпричаль- ного откоса


Бетонные массивы, железобе- тонные блоки, шпунтовые сваи

Пространственное положение.

Грунтонепрони- цаемость.

14, 15


4, 5






Поврежденность

25

35

3.6

Шатровые блоки

Несущая и ограждающая конструкция

Железобетон

Пространственное положение.

14, 15

  

  

  

  

  

Взаимное положение элементов.

18

  

  

  

  

  

Поврежденность.

25

  

  

  

  

  

Прочность бетона

26

36

3.2

Защитное покрытие откоса

Защита откоса от действия волн

Каменная кладка, кладка из бетонных массивов, покрытие из фасонных ж.б. блоков

Деформация покрытия

10, 14
15, 18

37

5.1
5.2

Упор порога

Упор-ограничитель для рельсовых путей

Бетон

Пространственное положение, его изменение.

11, 15

  

  

  

  

Поврежденность.

25

  

  

  

  

Прочность бетона

26

38

6.0

Средства навигационного оборудования

Обеспечение безопасности судоходства

-

Поврежденность.

Комплектность.

Пространственное положение

РД 31.61.01-93

39

1
2
3
4
5

Грунты основания

Основание сооружения

Естественный грунт; насыпной грунт; искусственно- улучшенный грунт

Несущая способность, деформации

14, 15
16,17
18,19
21,23
(по совокупности признаков).
Инженерно- геологические исследования

40

1.0-1.10
2.7
3.3
3.5
3.6

Грунт засыпки

Основание покрытия территории, крановых и железнодорожных путей. Обеспечение прочности и устойчивости ячеек и блоков

Насыпной
грунт


14, 23




3

41

1

Дренажные устройства

Отвод грунтовых вод

Дренажные трубы

Наличие. Поврежденность.

3

42
43
44

1
2

Системы снабжения

Водо- и энергоснабжение, связь


Комплектность

3

45

1
2

Железно- дорожный путь

Несущая конструкция, направляющие для колес ж.д. транспорта

Стальные рельсы на шпально- балластном основании

Планово-высотное положение.

Поврежденность

14, 25


3

46


Специальные элементы конструкции

В соответствии с проектом

Определяются инспектором

     

Таблица 2.2

     
Минимальный рекомендованный объем контроля при освидетельствовании сооружений

N элемента

Наименование элемента

Шифр конструктивной схемы

Минимальный объем контроля

1

Дно перед сооружением

1.0-1.10
2.0-2.7
3.1

Контроль двадцатиметровой полосы дна вдоль сооружения.



3.4-3.7

Промеры глубин с шагом 2 м на поперечниках не реже, чем через 20 м по длине сооружения

Дно судоходного канала

6.0

В соответствии с указаниями РД 31.74.04-79

2

Кордонная плита

1.0-1.10
2.0-2.7
4.1, 4.2
4.5

Измерение отклонения от прямой линии в плане на отметке 0.0 м с шагом не более 10 м.

Визуальный контроль всей поверхности

3

Отбойные устройства

1.0-1.10
2.0-2.7

Визуальный контроль всех отбойных устройств

4

Колесоотбойный брус

1.0-1.10
2.0-2.7

Визуальный контроль по всей длине колесоотбойного бруса

5

Швартовные тумбы

1.0-1.10
2.0-2.7

Визуальный контроль всех швартовных тумб

6

Крановый
путь

1.0-1.10
2.0-2.7
5.0-5.3

Визуальный контроль всех элементов верхнего строения пути по всей длине.



Съемка планово-высотного положения головок рельсов при расстоянии между пикетами 5 м.

Линейные измерения звеньев рельсов и зазоров между ними по всему пути

7

Покрытие

1.0-1.10
2.0-2.7
4.1-4.3

Визуальный контроль тридцатиметровой полосы вдоль линии кордона.

  

1.0-1.10
2.0-2.7

Съемка высотного положения с шагом 3 м на поперечниках не реже, чем через 20 м по длине сооружения.



3.1,
3.3-3.5

Визуальный контроль всей площади поверхности.

  

3.7

Съемка высотного положения сооружения по продольной оси с шагом не менее 10 м

8

Шпунтовая стенка

1.1, 1.2
1.4, 2.4

Визуальный контроль всей поверхности.

  

2.7, 3.7
4.1,
4.2, 4.5

Измерение толщины металла в зоне наибольшего поражения коррозией через каждые 20 м вдоль стенки.




Измерение отклонения стенки от вертикали с шагом измерений по вертикали не более 2 м и по длине причального фронта не более 10 м

9

Анкерная тяга

1.2, 1.3
1.9, 3.7
4.1

Определяется инспектором

10

Анкерная опора

1.2, 1.3
1.9, 4.1

Определяется инспектором

11

Разгрузочная платформа

1.2

Определяется инспектором

12

Железобетонный элемент внешней пригрузки

1.3

Визуальный контроль всей поверхности.

Измерение отклонений стенки от вертикали на каждом третьем сборном железобетонном блоке.

Линейные измерения зазоров между всеми блоками

13

Плита ростверка

1.4, 2.4

Определяется инспектором

14

Постель

1.5,
1.8-1.10
3.0, 3.1
3.3, 3.5
4.6

Визуальный контроль доступной осмотру поверхности

15

Массивовая кладка

1.5, 3.1
4.6

Визуальный контроль всей поверхности.

Линейные измерения смещений массивов и швов между ними, ширина которых превышает нормативную.

Измерение отклонений стенки от вертикали с шагом по вертикали равным высоте массива, по длине - по краям каждой секции

16

Каменная
призма

1.5, 4.2
4.6

Определяется инспектором

17

Массив-гигант

1.6, 3.3

Визуальный контроль всей поверхности стенки.

Линейные измерения зазоров между всеми массивами и их смещений относительно соседних.

Измерение отклонения каждого массива от вертикали в двух сечениях (по краям)

18

Оболочка большого диаметра

1.7, 3.5

Визуальный контроль всей площади поверхности стенки.

Линейные измерения всех зазоров между нащельниками и оболочками.




Измерение отклонений оболочек от вертикали в двух сечениях каждой оболочки

19

Лицевая плита уголкового блока

1.8, 1.9

Визуальный контроль всей поверхности.

Измерение отклонений стенки от вертикали на каждом третьем блоке.

Линейные измерения зазоров между всеми блоками и их смещений относительно соседних

20

Фундаментная плита уголкового блока

1.8, 1.9

Визуальный контроль доступной осмотру части

21

Контрфорс

1.8

Определяется инспектором

22

Ряж

1.10

Визуальный контроль всей площади поверхности.

Линейные измерения смещений отдельных ряжей.

Измерение отклонения от вертикали по краям каждой секции

23

Свая

2.1-2.6

Визуальный контроль всех свай.

Измерение наклона всех свай.

Измерение толщины металла в зоне наибольшего поражения коррозией у 10% свай

24

Судовозный рельсовый путь

5.1-5.3

Визуальный контроль всех элементов верхнего строения пути.




Съемка планово-высотного положения головок рельсов при расстоянии между пикетами 5 м.

Линейные измерения звеньев рельсов и зазоров между ними по всему пути

25

Шпунтовая ячейка

3.7

Визуальный контроль всей поверхности.

Измерение отклонений от вертикали в двух сечениях каждой ячейки

26

Ригель

2.1, 2.3

Визуальный контроль всей доступной обзору поверхности.

Измерение высотного положения с шагом 5 м

27

Балка (ферма) пролетного строения

2.5, 2.7

Визуальный контроль всех пролетных строений и опорных частей.

Съемка высотного положения верхнего пояса по оси пролетного строения (балки) с шагом не менее 5 м

28

Крепление откоса

2.1-2.4
4.2-4.6

Визуальный контроль всей площади поверхности откоса

29

Каменная наброска

3.2

Визуальный контроль всей площади поверхности откоса

30

Берменный массив

3.1

Визуальный контроль всех массивов.

Измерения зазоров между отдельными массивами

31

Парапет

3.1, 3.3

Визуальный контроль по всей длине

32

Надстройка

3.1, 3.3
3.5, 3.7

Визуальный контроль всей поверхности.

Измерение высотного положения
с шагом 10 м

33

Капитель

2.2, 5.3

Визуальный контроль поверхности

34

Элемент сопряжения подпричального откоса с территорией

2.1-2.3

Визуальный контроль поверхности, доступной для осмотра.

Линейные измерения смещений элементов

35

Шатровые железобетонные блоки

3.6

Визуальный контроль поверхности всех блоков.

Измерения зазоров между всеми блоками и их смещений относительно соседних.

Измерение высотного положения каждого блока

36

Защитное покрытие откоса

3.2, 4.1-4.3

Визуальный контроль всей поверхности покрытия

37

Упор порога

5.1, 5.2

Визуальный контроль поверхности упора

38

Средства навигационного оборудования

6.0

В соответствии с указаниями РД 31.61.01-93

39

Грунты основания

1.0-1.10
2.0-2.7
3.0-3.7
4.0-4.6
5.0-5.3

Измерение планово-высотного положения и деформаций несущих элементов конструкции

40

Грунт засыпки

1.0-1.10
2.7
3.3, 3.5, 3.6

Измерение высотного положения покрытия

41

Дренажные устройства

1.0-1.10

Визуальный контроль всех устройств

42
43
44

Системы снабжения

1.0-4.0
2.0-2.7
3.0

Визуальный контроль комплектности

45

Железнодорожный путь

1.0-1.10
2.0-2.7

Визуальный контроль всех элементов верхнего строения по всему пути

46

Специальные элементы конструкции

-

Определяется инспектором