ГОСТ ИСО 7902-3-2001
Группа Г16
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Гидродинамические радиальные подшипники скольжения,
работающие в стационарном режиме
КРУГЛОЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПОДШИПНИКИ
Часть 3
Допустимые рабочие параметры
Hydrodynamic plain journal bearings under steady-state conditions.
Circular cylindrical bearings. Part 3. Permissible operational parameters
МКС 21.100.10
ОКП 41 7000
Дата введения 2002-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 "Подшипники скольжения", Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВННИНМАШ) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7902-3-98 "Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилиндрические подшипники. Часть 3. Допустимые рабочие параметры"
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19 февраля 2002 г. N 69-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7902-3-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт устанавливает эмпирические допустимые значения критической толщины смазочного слоя , максимальной допустимой удельной нагрузки на подшипник
, предельной допустимой температуры подшипника
, представляющие собой геометрически и технологически зависимые эксплуатационные пределы трибологической системы подшипников скольжения.
Настоящий стандарт распространяется на круглоцилиндрические подшипники скольжения, рассчитанные согласно ГОСТ ИСО 7902-1.
Установленные эмпирические значения могут быть модифицированы для определенных случаев применения, например, при учете информации, поступающей от изготовителей.
Описания используемых обозначений и примеры расчета приведены в ГОСТ ИСО 7902-1.
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7902-1-2001 Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилиндрические подшипники. Метод расчета
3.1 При сохранении допустимой критической толщины смазочного слоя достигается полное смазывание подшипника скольжения, обеспечивающее наименьшее возможное изнашивание и низкую восприимчивость к дефектам. Смазочный материал не должен содержать загрязняющих примесей, способствующих увеличению изнашивания, возникновению задира и местного перегрева, что может нарушить нормальное функционирование подшипника скольжения. При необходимости смазочный материал следует профильтровать.
3.2 Допустимую критическую толщину смазочного слоя , характеризующую переход к смешанному трению (см. 6.6 ГОСТ ИСО 7902-1), определяют по уравнению:
, (1)
учитывающему согласно рисунку 1 следующие составляющие:
- сумму средних высот неровностей поверхности скольжения подшипника и вала при идеальном расположении (линия X-X) ;
- смещение (линия Y-Y) по длине подшипника ;
- средний прогиб (линия Z- Z) .
Рисунок 1 - Минимальная допустимая толщина смазочного слоя, когда не допускается процесс приработки
3.3 Если на поверхности скольжения (подшипника или вала) в окружном направлении возникают волновые геометрические отклонения, то их следует учитывать при определении с помощью параметра эффективной волнистости
для наиболее неблагоприятного положения вала. В этом случае
является эффективной волнистостью подшипника при статической нагрузке или эффективной волнистостью вала при вращающейся нагрузке соответственно.