Примеры расчета
А.1 Пример 1
Требуется исследовать сплошной подшипник (=360 °С), имеющий размеры =120 мм и =60 мм, который работает при нагрузке =36000 Н и при скорости =33,33 с. Предполагается, что эти рабочие условия являются критическими для теплового баланса. Корпус подшипника, имеющий площадь поверхности =0,3 м, и неразрезная втулка подшипника изготовлены из алюминиевого сплава. Вал изготовлен из стали. Смазочное масло подают через отверстие размером =5 мм, расположенное диаметрально противоположно нагруженной зоне втулки подшипника, как показано на рисунке 3. В качестве смазки используют масло со степенью вязкости VG 100 (ИСО 3448).
Прежде всего исследуют возможность работы подшипника без смазки под давлением. В этом случае диссипация тепла происходит только путем конвекции. Окружающая температура составляет =40°С, максимальная допустимая температура подшипника =70 °С.
Если температура подшипника превысит , то следует предусматривать подачу смазочного материала под давлением с внешним масляным охлаждением. В таких случаях предполагается, что смазочный материал подают в подшипник с избыточным давлением =5х10Па, а температура масла на входе составляет =58 °С.
Размеры и рабочие параметры | |
Нагрузка на подшипник | =36000 Н. |
Скорость вала | =33,33 с. |
Скорость подшипника | =0 с. |
Угол охвата | =360°. |
Максимальный внутренний диаметр подшипника | =120,070 х 10 м. |
Минимальный внутренний диаметр подшипника | =120,050 х 10 м. |
Диаметр смазочного отверстия | =5 х 10 м. |
Максимальный диаметр вала | =119,950 х 10 м. |
Минимальный диаметр вала | =119,930 х 10м. |
Относительная длина подшипника | =0,5. |
Средняя высота неровностей поверхности скольжения подшипника | =2 x 10 м. |
Средняя высота неровностей поверхности скольжения вала | =1 х 10 м. |
Коэффициент линейного расширения подшипника | =23 х 10 К. |
Коэффициент линейного расширения вала | =11 х 10 К. |
Смазочный материал | VG 100. |
, °С | (), Па·с |
40 | 0,098 |
50 | 0,057 |
60 | 0,037 |
70 | 0,025 |
Теплоотводящая поверхность корпуса подшипника | =0,3 м. |
Коэффициент теплопередачи | =20 Вт/(м). |
Температура окружающей среды | =40 °С. |
Температура смазочного материала на входе подшипника при смазке под давлением | =58 °С. |
Избыточное давление подачи смазочного материала при смазке под давлением | =5 х 10 Па. |
Объемная удельная теплоемкость смазочного материала | =1,8 х 10 Дж/(м). |
Предельные значения | |
Максимальная допустимая удельная нагрузка на подшипник | =10 х 10 Па. |
Предельно допустимая температура подшипника | =70 °С. |
Критическая толщина смазочного слоя | =9 х 10 м. |
Расчет в соответствии с блок-схемой (рисунок 1)
Проверим ламинарный поток по уравнению (2) при предполагаемой температуре подшипника =60 °С и предполагаемой плотности смазочного материала = 900 кг/м:
.
Поток является ламинарным, поэтому настоящий стандарт для данного случая применим.
В соответствии с уравнением (21):
.
Удельная нагрузка на подшипник допустима, так как .
Отвод тепла путем конвекции
Предполагаемая температура подшипника
.
Эффективная динамическая вязкость смазочного материала при =60 °С в соответствии с входными параметрами