3.1. При обследовании пролетного строения наряду с выполнением общих требований "Инструкции по обследованию и испытаниям мостов и труб" ВСН 122-65 Минтрансстроя СССР следует установить:
а) общие сведения о пролетном строении (тип, место расположения в сооружении относительно опор, генеральные размеры, грузоподъемность, проектную и установленную предыдущим обследованием); проектную организацию по пролетному строению и по объекту в целом, типовой проект, год постройки и проектирования, перечень стандартов на материалы, использованные в пролетном строении, нормы проектирования пролетного строения, строительную организацию, сведения о капитальных ремонтах и реконструкциях, замене элементов, повреждениях, усилениях, эксплуатирующую организацию, время и причину обследования, организацию, проводящую обследование;
б) геометрические параметры пролетного строения в достаточном объеме, конструкцию и состояние полотна проезжей части и тротуаров, геометрические размеры характерных поперечных сечений несущих элементов;
в) марки и физико-механические характеристики стали основных несущих элементов (минимальное значение предела текучести и временного сопротивления разрыву, относительное удлинение, ударную вязкость при температуре минус 20 °С - для конструкций из углеродистой стали и температуре минус 40 °С - для сварных конструкций из низколегированных сталей и т.п.);
г) данные последовательности возведения пролетного строения, его загружения постоянными нагрузками, последовательности включения в работу различных участков плиты проезжей части, регулирования усилий в главных балках;
д) данные по авариям, связанным с повреждением несущих элементов, данные по усилениям этих элементов;
е) дефекты, влияющие на грузоподъемность (табл.1) с представлением их в виде ведомости со схемами и фотографиями;
ж) акты испытания материалов, заключения специализированных организаций по качеству сварных швов (при необходимости) и т.д.
Таблица 1
N п.п. | Дефекты пролетного строения | Способ учета при определении грузоподъемности |
1 | 2 | 3 |
1. | Искажение контура поперечного сечения элемента на длине, превышающей наибольший размер сечения | Расчет действующих напряжений с учетом изменения геометрических характеристик сечения и дополнительных эксцентриситетов |
2. | Местные вмятины и пробоины стенок, погнутости и зарубы краев поясных листов | Расчет несущей способности сечения с учетом ослабления |
3. | Наличие выпуклостей стенки главной балки между ребрами жесткости (хлопунов) | Не учитывают |
4. | Низкая прочность бетона плиты проезжей части или блоков сборной плиты по сравнению с проектной | Учет фактической прочности в расчетах на ползучесть бетона при проверке сечений с плитой в сжатой зоне на прочность при определении грузоподъемности |
5. | Низкая прочность бетона поперечных швов омоноличивания между блоками сборной железобетонной плиты | Применение в расчетах на ползучесть осредненной прочности бетона плиты; выбор в качестве расчетного - сечения под швом |
6. | Разрушение поперечного шва объединения блока сборной железобетонной плиты | Выбор в качестве расчетного - сечения под швом и расчет напряжений в нем только с учетом металлической части сечения. Исключение соответствующего участка плиты из расчетной схемы |
7. | Дефекты железобетонной плиты, влияющие только на ее грузоподъемность | Учитывают в соответствии с "Инструкцией по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений автодорожных мостов" ВСН 32-78 Минавтодора РСФСР |
8. | Поперечная трещина в покрытии проезжей части в надопорном сечении неразрезного пролетного строения с регулированием напряжений в плите при загружении этого сечения испытательной нагрузкой | Расчет грузоподъемности без учета регулирования напряжений в плите |
9. | Покачивание блока сборной железобетонной плиты при проходе нагрузки | Исключение соответствующего узла объединения железобетона со сталью из расчетной схемы пролетного строения. Исключение этого блока из соответствующего поперечного сечения пролетного строения в расчете напряжений по этому сечению. Расчет блока плиты на местную нагрузку по схеме свободного опирания |
10. | Поражение коррозией несущего элемента или соединения | Расчет несущей способности с учетом ослаблений от коррозии основного металла, заклепок, болтов |
11. | Ослабление и повреждение заклепок, болтов и сварных швов в соединениях | Расчет несущей способности соединений с учетом ослабления |
12. | Относительное удлинение по нижней грани бетона, вычисляемое по закону плоских сечений с учетом результатов измерений относительных деформаций по верхнему и нижнему поясам (, ) на 15% и более превосходит соответствующее измеренное относительное удлинение от испытательной нагрузки в том же сечении | Использование в расчетах напряжений от временных и постоянных нагрузок II-й стадии произведения, приведенного с учетом результатов испытаний
где - изгибающий момент в рассматриваемом сечении от испытательной нагрузки, определенный с учетом результатов испытаний согласно разделу 5;
- расстояние от центра тяжести до нижнего пояса стальной части сечения; - расстояние от центра тяжести до верхнего пояса; - площадь бетонной части сечения; |
13. | Относительное удлинение и ударная вязкость стали при температуре ниже -20 °С не удовлетворяют требованиям ГОСТ 6713-75 | С 1 декабря по 20 марта на объекте вводится контролируемый режим эксплуатации с обеспечением нормативной ровности покрытия и тщательной очисткой ото льда и снега, а при температуре наружного воздуха ниже -25 °С - кроме того, со снижением скорости движения до 10 км/час. |
3.2. Обследование железобетонной плиты проезжей части производится в соответствии с "Инструкцией по определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений автодорожных мостов" ВСН 32-78 Минавтодора РСФСР.
3.3. Марки стали основных несущих элементов устанавливаются по проектной и построечной документации, физико-механические характеристики - по соответствующим стандартам, на которые имеются ссылки в документации, а при ее отсутствии - по данным испытаний образцов, отобранных из соответствующих элементов в наименее напряженной их части.
Испытания образцов производятся по ГОСТ 1497-73, ГОСТ 11150-75*, ГОСТ 9454-78. Минимальный предел текучести определяется с надежностью 0,95.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 11150-84. - Примечание изготовителя базы данных.
3.4. Дефекты заклепочных, болтовых и сварных соединений устанавливаются в соответствии с "Инструкцией по обследованию и испытаниям мостов и труб" ВСН 122-65 Минтрансстроя СССР.