Статус документа
Статус документа

ВСН 36-84/Миндорстрой БССР Инструкция по определению грузоподъемности сталежелезобетонных балочных пролетных строений автодорожных мостов

3. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

3.1. При обследовании пролетного строения наряду с выполнением общих требований "Инструкции по обследованию и испытаниям мостов и труб" ВСН 122-65 Минтрансстроя СССР следует установить:

а) общие сведения о пролетном строении (тип, место расположения в сооружении относительно опор, генеральные размеры, грузоподъемность, проектную и установленную предыдущим обследованием); проектную организацию по пролетному строению и по объекту в целом, типовой проект, год постройки и проектирования, перечень стандартов на материалы, использованные в пролетном строении, нормы проектирования пролетного строения, строительную организацию, сведения о капитальных ремонтах и реконструкциях, замене элементов, повреждениях, усилениях, эксплуатирующую организацию, время и причину обследования, организацию, проводящую обследование;

б) геометрические параметры пролетного строения в достаточном объеме, конструкцию и состояние полотна проезжей части и тротуаров, геометрические размеры характерных поперечных сечений несущих элементов;

в) марки и физико-механические характеристики стали основных несущих элементов (минимальное значение предела текучести и временного сопротивления разрыву, относительное удлинение, ударную вязкость при температуре минус 20 °С - для конструкций из углеродистой стали и температуре минус 40 °С - для сварных конструкций из низколегированных сталей и т.п.);

г) данные последовательности возведения пролетного строения, его загружения постоянными нагрузками, последовательности включения в работу различных участков плиты проезжей части, регулирования усилий в главных балках;

д) данные по авариям, связанным с повреждением несущих элементов, данные по усилениям этих элементов;

е) дефекты, влияющие на грузоподъемность (табл.1) с представлением их в виде ведомости со схемами и фотографиями;

ж) акты испытания материалов, заключения специализированных организаций по качеству сварных швов (при необходимости) и т.д.

Таблица 1

N п.п.

Дефекты пролетного строения

Способ учета при определении грузоподъемности

1

2

3

1.

Искажение контура поперечного сечения элемента на длине, превышающей наибольший размер сечения

Расчет действующих напряжений с учетом изменения геометрических характеристик сечения и дополнительных эксцентриситетов

2.

Местные вмятины и пробоины стенок, погнутости и зарубы краев поясных листов

Расчет несущей способности сечения с учетом ослабления

3.

Наличие выпуклостей стенки главной балки между ребрами жесткости (хлопунов)

Не учитывают

4.

Низкая прочность бетона плиты проезжей части или блоков сборной плиты по сравнению с проектной

Учет фактической прочности в расчетах на ползучесть бетона при проверке сечений с плитой в сжатой зоне на прочность при определении грузоподъемности

5.

Низкая прочность бетона поперечных швов омоноличивания между блоками сборной железобетонной плиты

Применение в расчетах на ползучесть осредненной прочности бетона плиты; выбор в качестве расчетного - сечения под швом

6.

Разрушение поперечного шва объединения блока сборной железобетонной плиты

Выбор в качестве расчетного - сечения под швом и расчет напряжений в нем только с учетом металлической части сечения. Исключение соответствующего участка плиты из расчетной схемы

7.

Дефекты железобетонной плиты, влияющие только на ее грузоподъемность

Учитывают в соответствии с "Инструкцией по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений автодорожных мостов" ВСН 32-78 Минавтодора РСФСР

8.

Поперечная трещина в покрытии проезжей части в надопорном сечении неразрезного пролетного строения с регулированием напряжений в плите при загружении этого сечения испытательной нагрузкой

Расчет грузоподъемности без учета регулирования напряжений в плите

9.

Покачивание блока сборной железобетонной плиты при проходе нагрузки

Исключение соответствующего узла объединения железобетона со сталью из расчетной схемы пролетного строения. Исключение этого блока из соответствующего поперечного сечения пролетного строения в расчете напряжений по этому сечению. Расчет блока плиты на местную нагрузку по схеме свободного опирания

10.

Поражение коррозией несущего элемента или соединения

Расчет несущей способности с учетом ослаблений от коррозии основного металла, заклепок, болтов

11.

Ослабление и повреждение заклепок, болтов и сварных швов в соединениях

Расчет несущей способности соединений с учетом ослабления

12.

Относительное удлинение по нижней грани бетона, вычисляемое по закону плоских сечений с учетом результатов измерений относительных деформаций по верхнему и нижнему поясам (, ) на 15% и более превосходит соответствующее измеренное относительное удлинение от испытательной нагрузки в том же сечении

Использование в расчетах напряжений от временных и постоянных нагрузок II-й стадии произведения, приведенного с учетом результатов испытаний


,


где - изгибающий момент в рассматриваемом сечении от испытательной нагрузки, определенный с учетом результатов испытаний согласно разделу 5;


,

- расстояние от центра тяжести до нижнего пояса стальной части сечения;

- расстояние от центра тяжести до верхнего пояса;
- площадь стальной части сечения;

- площадь бетонной части сечения;
- модуль упругости стали.

В формулах величины  , ,  , используются без учета знаков

13.

Относительное удлинение и ударная вязкость стали при температуре ниже -20 °С не удовлетворяют требованиям ГОСТ 6713-75

С 1 декабря по 20 марта на объекте вводится контролируемый режим эксплуатации с обеспечением нормативной ровности покрытия и тщательной очисткой ото льда и снега, а при температуре наружного воздуха ниже -25 °С - кроме того, со снижением скорости движения до 10 км/час.

3.2. Обследование железобетонной плиты проезжей части производится в соответствии с "Инструкцией по определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений автодорожных мостов" ВСН 32-78 Минавтодора РСФСР.

3.3. Марки стали основных несущих элементов устанавливаются по проектной и построечной документации, физико-механические характеристики - по соответствующим стандартам, на которые имеются ссылки в документации, а при ее отсутствии - по данным испытаний образцов, отобранных из соответствующих элементов в наименее напряженной их части.

Испытания образцов производятся по ГОСТ 1497-73, ГОСТ 11150-75*, ГОСТ 9454-78. Минимальный предел текучести определяется с надежностью 0,95.

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 11150-84. - Примечание изготовителя базы данных.

3.4. Дефекты заклепочных, болтовых и сварных соединений устанавливаются в соответствии с "Инструкцией по обследованию и испытаниям мостов и труб" ВСН 122-65 Минтрансстроя СССР.