Pиc. 11. Вертикальная кривая с зонами видимости менее допустимой, заходящими за
вершину кривой и частично перекрывающими друг друга
Рис.12. Вертикальная кривая с зонами видимости менее допустимой,
не доходящими до вершины кривой
Наличие и протяженность зон с видимостью менее допустимой можно также определять графическим методом с помощью специальной линейки и продольного профиля дороги (см. ВСН 39-67 Минавтодора РСФСР).
Однако наиболее надежным является полевой метод. В этом случае по оси проезжей части на участке кривой через 10 м с помощью извести делают отметки. Два наблюдателя занимают исходную позицию в начале кривой, располагаясь друг от друга на расстоянии, равном минимальному расстоянию видимости . При последовательном перемещении на следующую отметку в сторону вершины наблюдатель, расположенный ближе к началу кривой, каждый раз с уровня 1,2 м над проезжей частью (можно использовать вешку высотой 1,2 м), проверяет видимость фигуры второго наблюдателя на уровне 1,2 м. Постепенно перемещаясь и сохраняя между собой расстояние , наблюдатели могут определить ту точку на кривой, когда видимость становится менее расчетной. Отметив начало участка с необеспеченной видимостью, наблюдатели должны перемещаться дальше до той отметки, когда фактическая видимость снова окажется равной расчетной. Эта операция должна быть проделана с обеих сторон вертикальной кривой. Для обеспечения работы целесообразно иметь третьего наблюдателя, который бы подавал команды и обеспечивал синхронность передвижения от одной отметки к другой.
5.3.3. Если зоны с видимостью менее допустимой заходят за вершину кривой и частично перекрывают друг друга, то разметка выполняется таким образом, что на участке их перекрытия запрещается перестроение и обгон автомобилей с выездом в соседнюю полосу. На этом участке полосы движения разделяются с помощью сплошной линии 1.1.
На остальном протяжении зон с видимостью менее допустимой запрещается выезд автомобилей, движущихся на подъем, на соседнюю левую полосу путем нанесения линии 1.11, которой должна предшествовать линия приближения 1.6.
На остальных участках кривой производится обозначение полос движения с помощью прерывистой линии 1.5. Кроме того, на всем протяжении кривой у краев проезжей части наносится линия 1.1 (схемы III.1 и III.2).
5.3.4. Если зоны с видимостью менее допустимой не заходят за вершину кривой и не перекрывают друг друга, то на протяжении этих зон автомобилям, движущимся на подъем, запрещается перестроение или обгон с выездом на соседнюю левую сторону. Это осуществляется путем разделения транспортных потоков встречных направлений с помощью линии 1.11.
На остальных участках кривой производится обозначение полос движения с помощью прерывистой линии 1.5, приближения к сплошным линиям продольной разметки (линия 1.6) и краев проезжей части (линия 1.1).
5.4. РАЗМЕТКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА УЧАСТКАХ
ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КРИВЫХ МАЛОГО РАДИУСА С
ОБЕСПЕЧЕННОЙ ВИДИМОСТЬЮ
5.4.1. Разметка автомобильных дорог на участках горизонтальных кривых малого радиуса с обеспеченной видимостью зависит от геометрических параметров дороги (радиус кривой, угол поворота трассы, расстояние видимости, ширина проезжей части, наличие уширения проезжей части, уклон виража), а также от характеристик транспортного потока (интенсивность, состав, скорость).
При этом наиболее существенное влияние имеют такие параметры, как угол поворота трассы и радиус кривой, которые характеризуют условную плавность закругления , определяемую по формуле
,
где - радиус кривой, м;
- угол поворота трассы, рад.
5.4.2. Разделение транспортных потоков противоположных направлений на кривой в плане осуществляется с помощью сплошной линии 1.1 при условной плавности закругления кривой Р19,0. В остальных случаях разделение потоков осуществляется с помощью прерывистой линии 1.5 (схемы IV.1.A-Г и IV.2.A-Г).
5.4.3. На трехполосных дорогах с организацией движения в зоне кривой по трем полосам (схемы IV.2.B и IV.2.Г) полосы движения одного направления обозначаются с помощью прерывистой линии 1.5.
5.4.4. B случае отсутствия данных о величине радиуса кривой определение его может быть выполнено следующим образом. На внутренней кромке проезжей части выбирают две точки, расположенные на расстоянии . Затем по середине измеренного отрезка по перпендикуляру к нему замеряют стрелку (рис.13). Для повышения точности промеры рекомендуется сделать в двух-трех местах на кривой и взять средние значения и . Радиус вычисляют по формуле
.
Рис.13. Схема к определению радиуса закругления