ВСН 23-75
-----------------------------------
МИНАВТОДОР РСФСР
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
УКАЗАНИЯ
ПО РАЗМЕТКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Дата введения 1977-01-01
ВНЕСЕНЫ Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Гипродорнии
СОГЛАСОВАНЫ с Управлением Госавтоинспекции МВД СССР 12 мая 1975 г.
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 8 апреля 1975 г.
Разметка автомобильных дорог является эффективным средством улучшения организации и повышения безопасности движения транспорта и пешеходов. Она помогает водителю выбирать правильное положение автомобиля на проезжей части дороги, особенно в случаях сложных пересечений и примыканий, скорость движения, а также служит для обозначения на дороге опасных участков. При этом очень важно обеспечить строгое соответствие разметки и устанавливаемых на дороге знаков, светофоров и других средств организации движения. Для улучшения видимости разметки в темное время суток она дополняется светоотражающими элементами.
В Указаниях изложены основные принципы проектирования разметки автомобильных дорог и даны схемы разметки наиболее характерных участков. Приведены линии, символы и другие обозначения, используемые для этой цели, и указаны условия их применения.
Указания предназначены для дорожных и других организаций, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильных дорог.
Указания разработаны в соответствии со стандартом "Разметка дорожная" (ГОСТ 13508-74) и с использованием результатов научных исследований, выполненных за последние годы Гипродорнии, МАДИ и ВНИИБД МВД СССР.
Указания составлены сотрудниками Гипродорнии кандидатами техн. наук В.Д.Беловым (руководитель темы) и Н.П.Мининым, при участии канд. техн. наук А.П.Васильева, инж. Л.И.Волгиной и ст. техника И.А.Тереховой.
1.1. Разметкой следует считать линии, надписи и другие обозначения на проезжей части, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановке дорог, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты дорожных сооружений или указывающие направление дороги, выполненные в соответствии с действующим стандартом "Разметка дорожная". Разметка может применяться самостоятельно или в сочетании с дорожными знаками и светофорами.
1.2. Регламентируемые разметкой условия движения являются обязательными для водителей и пешеходов. Если назначения дорожных знаков и линии разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками.
1.3. Разметка делится на две группы: горизонтальную и вертикальную. Каждому виду разметки присвоен номер, состоящий из цифр. Первое число - номер группы, к которой принадлежит разметка (1 - горизонтальная, 2 - вертикальная); второе - порядковый номер разметки в группе; третье - разновидность разметки. Числа в номере разделены точками.
В горизонтальную разметку входит продольная, поперечная и другие виды разметки (островки, надписи, обозначающие названия населенных пунктов, маршрутов следования, светоотражающие элементы и т.п.), наносимые на поверхность проезжей части дорог. В вертикальную разметку входят линии, наносимые на элементы дорожных сооружений, обстановки дорог и бордюры, а также светоотражающие элементы.
1.4. Горизонтальная разметка используется для нанесения обозначений на проезжей части и имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17, которые должны быть желтого цвета.
Вертикальная разметка используется для обозначения бордюров, элементов дорожных сооружений и обстановки дорог и представляет собой сочетание черного и белого цветов.
Номера, форма, размеры и назначение каждого вида разметки приведены в приложении 1.
2.1. Горизонтальная разметка наносится на проезжую часть дорог, имеющих усовершенствованное покрытие.
2.2. ПРОДОЛЬНАЯ РАЗМЕТКА
2.2.1. Разделение транспортных потоков противоположных направлений необходимо производить на дорогах, имеющих ширину проезжей части 6 м и более при интенсивности движения 1000 и более транспортных средств в сутки, а также в других случаях, когда этого требуют условия движения, следующим образом:
а) прерывистой линией 1.5 на двух- и трехполосных дорогах. Штрих длиной 1 м применяется только в населенных пунктах;
б) сплошной линией 1.1 на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях, перед железнодорожными переездами, в местах сужения проезжей части, на участках, где фактическая видимость меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения (табл.1), а при необходимости перед перекрестками и в других опасных местах. Отдельные участки сплошной линии не должны быть менее 20 м. При изменении ширины проезжей части (перед препятствием, при уменьшении количества полос движения в данном направлении и т.д.) должна наноситься переходная линия 1.1, наклон которой не должен быть более 1/20 при 60 км/ч и более 1/50 при > 60 км/ч.
Таблица 1
Скорость движения, км/ч | Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости, м |
30 | 80 |
40 | 100 |
50 | 120 |
60 | 150 |
80 | 200 |
100 | 280 |
120 | 350 |
Примечание. Под расстоянием видимости подразумевается расстояние, на котором предмет, установленный на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части, виден наблюдателю, глаз которого также находится на высоте 1,2 м.
Наклонной переходной линии должна предшествовать сплошная линия, параллельная оси проезжей части, длина которой равняется 20 м при 60 км/ч или 40 м при > 60 км/ч.
в) двойной сплошной линией 1.3 на дорогах, имеющих четыре и более полос для движения в обоих направлениях;
г) двойной линией 1.11, состоящей из параллельных сплошной и прерывистой линий, на участках дорог, где необходимо запретить для транспортных средств, движущихся в одном из направлений, выезд на проезжую часть, предназначенную для движения в противоположном направлении.
2.2.2. Полосы движения должны обозначаться на проезжей части, имеющей две или более полос для движения в одном направлении.
На вновь сооружаемых дорогах ширина полосы должна приниматься с учетом категории дороги по действующим строительным нормам и правилам.
На существующих дорогах ширина полосы не должна быть менее 3 м. В исключительных случаях ширина полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, может быть уменьшена до 2,75 м. Обозначение полос движения осуществляется следующим образом:
а) прерывистой линией 1.5;
б) прерывистой линией 1.7 в пределах перекрестка при криволинейной траектории движения;
в) при необходимости сплошной линией 1.1 перед перекрестками, железнодорожными переездами, при изменении ширины проезжей части, перед препятствиями, а также в других опасных местах; отдельные участки сплошной линии не должны быть менее 20 м. В местах изменения ширины полосы движения наклон переходных сплошных линий должен соответствовать требованиям пункта 2.2.1б;
г) двойной линией 1.11, состоящей из параллельных сплошной и прерывистой линий, на участках, где в соседних полосах движения разрешено перестроение только из одной полосы;
д) двойными прерывистыми линиями 1.9 в тех случаях, когда направление движения по полосе может изменяться на противоположное (реверсивная полоса).
2.2.3. Полоса ускорения или замедления (переходно-скоростная полоса) должна отделяться от основной полосы проезжей части прерывистой линией 1.8 (на пересечениях и примыканиях ширина линии - 0,4 м, а в других случаях - 0,2 м).
2.2.4. Сплошной линии продольной разметки, разделяющей встречные или попутные транспортные потоки, должна предшествовать прерывистая линия приближения 1.6 общей длиной 50 м и более при 60 км/ч, 100 м и более при > 60 км/ч.
2.2.5. Край проезжей части как со стороны обочины, так и со стороны разделительной полосы, должен обозначаться сплошной линией 1.1 на участках дорог, где интенсивность движения составляет 1000 и более транспортных средств в сутки, а также в других случаях, когда этого требуют условия движения. На дорогах, где установлены дорожные знаки 4.3 "Скоростная дорога"*, край проезжей части должен обозначаться сплошной линией 1.2 независимо от интенсивности движения. Расстояние от края проезжей части до линии 1.1 или 1.2 должно быть не более 0,2 м. При наличии бордюра краевую линию можно не наносить.
____________________
* Здесь и далее номера дорожных знаков указаны по ГОСТ 10807-71 "Знаки дорожные".
2.3. ПОПЕРЕЧНАЯ РАЗМЕТКА
2.3.1. Стоп-линию 1.12 следует наносить для обозначения места обязательной остановки при наличии перед перекрестком дорожного знака 2.15 "Проезд без остановки запрещен" и в местах, где движение регулируется светофором или регулировщиком.
Стоп-линию необходимо наносить возможно ближе к пересекаемой проезжей части с учетом наилучшей видимости движущихся по ней транспортных средств и условий пешеходного движения.
Стоп-линия может наноситься как сразу по всей ширине проезжей части данного направления дороги, так и отдельно на каждой полосе движения.
Если на регулируемых перекрестках стоп-линия наносится перед пешеходным переходом, то расстояние между ними не должно быть менее 1 м.
2.3.2. Поперечную линию 1.13, образованную рядом треугольников, необходимо наносить при наличии дорожного знака 1.6 "Пересечение с главной дорогой", как правило, в тех случаях, когда знак в зависимости от местных условий не может быть установлен непосредственно перед перекрестком и когда необходимо точно указать место, где водитель должен уступить дорогу.
Разметка 1.13 должна наноситься как можно ближе к пересекаемой проезжей части с учетом наилучшей видимости движущихся по ней транспортных средств и условий пешеходного движения.
Разметку 1.13 можно наносить по всей ширине проезжей части данного направления и отдельно на каждой полосе движения.
2.3.3. Разметка 1.14 "зебра" (широкие линии, параллельные оси проезжей части) в сочетании со знаком 4.14 "Пешеходный переход" или самостоятельно должна применяться для обозначения пешеходного перехода при интенсивности движения 2000 и более транспортных средств в сутки, а также в других случаях, когда этого требуют условия движения. Разметка пешеходного перехода может быть дополнена стрелами (рис.1), при этом ширина перехода не должна быть менее 4 м.
Рис.1. Разметка пешеходного перехода, дополненная стрелами
2.3.4. В местах, где велосипедная дорожка пересекает дорогу, должна наноситься разметка 1.15.
2.4. ДРУГИЕ ВИДЫ РАЗМЕТКИ
2.4.1. Границы участков проезжей части, въезд на которые запрещен (островки, посадочные площадки, разделительные полосы и т.п.), должны обозначаться сплошными линиями 1.1. Эти участки могут размечаться параллельными линиями, наклон которых должен указывать на отклонение транспортных средств в стороны от разметки.
Для обозначения островков в местах разделения или слияния транспортных потоков должна применяться разметка 1.16. Количество линий в пределах островков не должно быть меньше трех. При площади островка менее 2 м допускается окраска всей его поверхности.
2.4.2. Границы площадки для стоянки и способ расположения транспортных средств должны обозначаться сплошными линиями 1.1 в местах, обозначенных дорожным знаком 4.12 "Место стоянки", а также в других необходимых случаях. В конце линий, обозначающих границы мест стоянки, могут быть нанесены штрихи длиной 0,5 м.
Граница зоны размеченной стоянки перед перекрестком не должна быть ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.
2.4.3. В местах, где запрещена остановка транспортных средств, в сочетании со знаком 2.22 "Остановка запрещена" или самостоятельно у края проезжей части, или по верху бордюра должна наноситься сплошная линия 1.4.
Для лучшей видимости в начале и в конце линии запрещения остановки может быть нанесена короткая поперечная линия длиной 0,2-0,3 м.
2.4.4. В местах, где запрещена только стоянка транспортных средств, в сочетании со знаком 2.23 "Стоянка запрещена" или самостоятельно у края проезжей части, или по верху бордюра должна наноситься прерывистая линия 1.10.
Для лучшей видимости в начале и в конце линии запрещения стоянки может быть нанесена короткая поперечная линия длиной 0,2-0,3 м.