1.1. Настоящие Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда, строительные машины и материалы) при выполнении работ по строительству мостов на автомобильных и железных дорогах, путях метрополитена и трамвая, а также путепроводов, пешеходных мостов, подпорных стенок, водопропускных труб, лотков и других искусственных сооружений, а также работ, выполняемых при реконструкции и капитальном ремонте этих сооружений и составления сметных расчетов (смет) ресурсным методом. ГЭСН являются исходными данными для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных норм (расценок).
1.2. ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных работ. ГЭСН обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер.
1.3. Нормы учитывают нормальные условия производства строительных работ на освобожденных площадях при наличии достаточных мест для складирования, при среднем уровне строительной техники и интенсивности труда рабочих соответствующей квалификации.
В случае использования норм данного сборника для определения затрат на производство работ в более сложных производственных условиях (при капитальном ремонте, реконструкции или техническом перевооружении), вызванных стесненностью при складировании материалов, производством работ в зоне действия крана, ограничением зоны работы монтажных кранов, затруднением установки и работы механизмов, дополнительными перевалками при подаче конструкций, следует применять к нормам настоящего сборника коэффициент, приведенный в п.3.7 технической части. Применение коэффициента должно быть обосновано ПОС.
1.4. В случае использования норм данного сборника при определении затрат на производство работ в технологических укрытиях, к нормам сборника следует применять коэффициент, приведенный в п.3.8 технической части.
Данный коэффициент следует применять совместно с прочими корректирующими коэффициентами, так как он отражает усложнение условий производства работ вследствие возникновения препятствий на пути подачи и перемещения материалов, движения людей и механизмов, ограничения видимости на строительной площадке и в непосредственной зоне производства работ, стесненностью, вызванной ограничением пространства внутри самого технологического укрытия, на его входах (выходах). Применение коэффициента должно быть обосновано ПОС.
1.5. Нормы на земляные, свайные и другие вспомогательные работы при строительстве мостов и труб, не вошедшие в данный сборник, должны определяться по соответствующим сборникам ГЭСН с учетом технической части настоящего сборника.
1.6. При выполнении работ в зоне движения поездов в пределах до 4 м от оси пути, по которому происходит движение поездов, или на смежном пути при междупутье до 6,5 м к нормам следует применять коэффициенты, приведенные в п.3.1 технической части.
Коэффициенты, учитывающие задержки в работе, связанные с движением поездов, должны применяться к нормам на работы, выполняемые на глубине до 6 м от головки рельса на пути, по которому осуществляется непрекращающееся движение поездов, и соседнем с ним (строящимся или перестраиваемым) при нормальном междупутье (до 5,3 м включительно).
При междупутье более 5,3 м зона движения поездов, в пределах которой учитываются коэффициенты, ограничивается расстоянием в пределах 4 м от оси действующего пути, по которому происходит движение поездов.
Если монтируемые блоки (опор, пролетных строений и др.) или крановое оборудование хотя бы частично, в проектном положении или при монтаже попадает в указанную выше зону движения поездов, коэффициент к нормам должен применяться к объему всего блока или ко всем работам, выполняемым кранами, находящимися в этой зоне.
Коэффициент также должен применяться за пределами указанной выше зоны к работам, которые по требованиям действующих инструкций в период прохождения поезда должны быть прекращены (свайные, буровзрывные и др.).
1.7. Нормы на работы, выполняемые на одной половине проезжей части моста при систематическом движении транспорта по другой следует определять с учетом коэффициентов, предусмотренных в п.3.3 технической части.
1.8. К нормам на работы, выполняемые с прекращением движения поездов, автомобильного транспорта или судов на установленное время (работы в "окно"), следует применять коэффициенты, предусмотренные в п.3.2 технической части.
1.9. Нормы на внутрипостроечный транспорт от приобъектного склада до рабочей зоны, включая выгрузку на приобъектном складе, погрузку и выгрузку материалов и изделий, и обратно, объем которых приведен в сметных нормах, когда эти затраты не предусмотрены составами работ, следует определять дополнительно по нормам табл.1 технической части в соответствии с проектом.
Под рабочей зоной понимается участок, на котором непосредственно осуществляются строительно-монтажные работы и размещаются необходимые для этого материалы.
В случае применения оборачиваемых конструкций затраты на внутрипостроечный транспорт от одной рабочей зоны до другой, включая погрузку и выгрузку на транспортное средство, следует учитывать дополнительно исходя из условий проекта.
Нормы на доставку 1 т материалов, изделий и конструкций
Таблица 1
Наименование материалов и изделий | Код затрат | Наименование затрат | Ед. изм. | Количество | |||
на 1 км | на каждый последующий | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
| |||||||
Сборные бетонные и железобетонные изделия массой до 15 т | Такелажник 5 разр. | чел.-ч | 0,28 | - | |||
Такелажник 2 разр. | чел.-ч | 0,28 | - | ||||
132803 | Тепловозы широкой колеи маневровые 883 (1200) кВт (л.с.) | маш.-ч | 0,097 | 0,012 | |||
021318 | Кран на ж.д. ходу 50-60 т | маш.-ч | 0,292 | 0,012 | |||
132602 | Платформы широкой колеи 63 т | маш.-ч | 0,292 | 0,012 | |||
102-0097 | Пиломатериалы хвойных пород. Брусья необрезные длиной 2-3,75 м, все ширины, толщиной 100-125 мм III сорта | м | 0,006 | - | |||
Сборные бетонные и железобетонные изделия массой свыше 15 т до 25 т | Такелажник 5 разр. | чел.-ч | 0,452 | - | |||
Такелажник 2 разр. | чел.-ч | 0,453 | - | ||||
132803 | Тепловозы широкой колеи маневровые 883 (1200) кВт (л.с.) | маш.-ч | 0,138 | 0,008 | |||
021318 | Кран на ж.д. ходу 50-60 т | маш.-ч | 0,46 | 0,008 | |||
132602 | Платформы широкой колеи 63 т | маш.-ч | 0,46 | 0,008 | |||
102-0097 | Пиломатериалы хвойных пород. Брусья необрезные длиной 2-3,75 м, все ширины, толщиной 100-125 мм III сорта | м | 0,011 | - | |||
Металлоконструкции | Такелажник 4 разр. | чел.-ч | 0,28 | - | |||
Такелажник 2 разр. | чел.-ч | 0,28 | - | ||||
132803 | Тепловозы широкой колеи маневровые 883 (1200) кВт (л.с.) | маш.-ч | 0,097 | 0,012 | |||
021313 | Кран на ж.д. ходу 25 т | маш.-ч | 0,292 | 0,012 | |||
132602 | Платформы широкой колеи 63 т | маш.-ч | 0,292 | 0,012 | |||
102-0097 | Пиломатериалы хвойных пород. Брусья необрезные длиной 2-3,75 м, все ширины, толщиной 100-125 мм III сорта | м | 0,006 | - | |||
Лесоматериалы | Такелажник 4 разр. | чел.-ч | 0,28 | - | |||
Такелажник 2 разр. | чел.-ч | 0,28 | - | ||||
132803 | Тепловозы широкой колеи маневровые 883 (1200) кВт (л.с.) | маш.-ч | 0,097 | 0,012 | |||
021313 | Кран на ж.д. ходу 25 т | маш.-ч | 0,292 | 0,012 | |||
132602 | Платформы широкой колеи 63 т | маш.-ч | 0,292 | 0,012 | |||
102-0097 | Пиломатериалы хвойных пород. Брусья необрезные длиной 2-3,75 м, все ширины, толщиной 100-125 мм III сорта | м | 0,006 | - | |||
Автомобильным транспортом | |||||||
Сборные бетонные и железобетонные изделия массой до 15 т | Такелажник 4 разр. | чел.-ч | 0,204 | - | |||
Такелажник 3 разр. | чел.-ч | 0,044 | - | ||||
Такелажник 2 разр. | чел.-ч | 0,16 | - | ||||
400102 | Тягачи седельные 15 т | маш.-ч | 0,274 | 0,022 | |||
400129 | Полуприцепы-тяжеловозы 20 т | маш.-ч | 0,274 | 0,022 | |||
022102 | Краны на специальном шасси автомобильного типа, грузоподъемность до 50 т | маш.-ч | 0,208 | - | |||
Сборные бетонные и железобетонные изделия массой свыше 15 т до 25 т | Такелажник 4 разр. | чел.-ч | 0,324 | - | |||
Такелажник 3 разр. | чел.-ч | 0,018 | - | ||||
Такелажник 2 разр. | чел.-ч | 0,306 | - | ||||
400106 | Тягачи седельные 30 т | маш.-ч | 0,225 | 0,009 | |||
400131 | Полуприцепы тяжеловозы 30 т | маш.-ч | 0,225 | 0,009 | |||
022102 | Краны на специальном шасси автомобильного типа, грузоподъемность до 50 т | маш.-ч | 0,198 | - | |||
Металлоконструкции | Такелажник 4 разр. | чел.-ч | 0,204 | - | |||
Такелажник 3 разр. | чел.-ч | 0,044 | - | ||||
Такелажник 2 разр. | чел.-ч | 0,16 | - | ||||
400106 | Тягачи седельные 20 т | маш.-ч | 0,274 | 0,022 | |||
400129 | Полуприцепы-тяжеловозы 20 т | маш.-ч | 0,274 | 0,022 | |||
022101 | Краны на специальном шасси автомобильного типа, грузоподъемность до 25 т | маш.-ч | 0,208 | - | |||
Лесоматериалы | Такелажник 4 разр. | чел.-ч | 0,035 | - | |||
Такелажник 3 разр. | чел.-ч | 0,035 | - | ||||
Такелажник 2 разр. | чел.-ч | 0,584 | - | ||||
400004 | Автомобили бортовые грузоподъемностью до 15 т | маш.-ч | 0,433 | 0,018 | |||
400111 | Полуприцепы общего назначения 12 т | маш.-ч | 0,433 | 0,018 | |||
021143 | Краны на автомобильном ходу при работе на других видах строительства (кроме магистральных трубопроводов) 16 т | маш.-ч | 0,38 | - | |||
Сыпучие материалы (щебень, песок, гравий и другие) | 060340 | Экскаваторы одноковшовые дизельные на пневмоколесном ходу при работе на других видах строительства (кроме водохозяйственного) 0,65 м | маш.-ч | 0,042 | - | ||
400053 | Автомобили-самосвалы грузоподъемностью до 15 т | маш.-ч | 0,052 | 0,01 | |||
Бетоны, растворы | Подсобный рабочий - 1 разр. | чел.-ч | 0,308 | - | |||
400053 | Автомобили-самосвалы грузоподъемностью до 15 т | маш.-ч | 0,21 | 0,01 |
В табл.1 каждый неполный километр следует принимать за полный километр, как по графе "на 1 км", так и по графе "на каждый следующий км".
1.10. Затраты на внутрипостроечный транспорт материалов (бетонной смеси и раствора, используемых для возведения монолитных конструкций) от бетонорастворного узла (бетонного завода), расположенного на строительной площадке до рабочей зоны, следует учитывать дополнительно по табл.1. Затраты по доставке в рабочую зону бетонной смеси и раствора, получаемых за пределами строительной площадки, определяются по калькуляции транспортных расходов без добавления затрат внутрипостроечного транспорта.
Затраты на внутрипостроечный транспорт лесоматериалов опалубки монолитных бетонных и железобетонных конструкций следует учитывать дополнительно по табл.1. Вес лесоматериала следует определять по формуле:
, где: