2.1. Характер обслуживания детей и проведения учебно-воспитательных процессов в детском дошкольном учреждении имеет специфические особенности в каждой группе и зависит от возраста детей и длительности их пребывания в дошкольном учреждении. Различия в учебно-воспитательной работе требуют дифференцированного подхода к планировочному решению основных помещений.
2.2. Каждое помещение в детском дошкольном учреждении отвечает нескольким функциональным задачам. Для каждого функционального процесса, происходящего в помещении, должны быть созданы благоприятные пространственные условия, обеспечивающие размещение необходимого оборудования, удобство его эксплуатации и свободный подход ко всем предметам. Такое пространство называется функциональной зоной.
Соблюдение в расстановке мебели принципа функционального зонирования позволяет сгруппировать мебель в помещении по видам деятельности. Этим обеспечиваются наиболее короткие связи между отдельными предметами мебели в пределах функциональной зоны, максимум удобств для работы персонала и жизни детей в дошкольном учреждении.
Каждое помещение представляет собой совокупность нескольких функциональных зон.
Рассмотреть все случаи размещения мебельного оборудования в детских помещениях дошкольных учреждений не представляется возможным. Поэтому в данном пособии дается несколько принципиальных решений, чтобы ориентировать проектировщиков и практиков детских учреждений.
Приемные и раздевальные помещения
2.3. Приемные и раздевальные помещения различаются по характеру эксплуатации в зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе детей.
2.4. Приемные помещения, предназначенные для грудных детей, специфичны по характеру оборудования и его размещения.
Оборудование этих помещений состоит из шкафа для верхней одежды грудников (на 20 мест), шкафа для верхней одежды персонала, шкафа для одежды и халатов матерей, двух туалетно-пеленальных столов, стола для кормящих матерей, стульев с табуретами для матерей, стола и стула для сестры-воспитательницы, раковины.
В соответствии с назначением приемное помещение может быть разделено на зону переодевания и осмотра детей, зону хранения одежды, зону кормления детей грудного возраста, рабочую зону сестры-воспитательницы. Каждая функциональная зона должна быть оборудована соответствующей мебелью (рис.9).
Рис.9. Функциональные зоны приемной для детей грудного возраста
Зоны кормления и пеленания детей имеют общий элемент - раковину для мытья, поэтому эти зоны должны располагаться рядом и желательно в наиболее освещенной части помещения.
Зона кормления детей грудного возраста должна находиться в стороне от основного движения в помещении.
Наиболее удобное размещение оборудования - по периметру стен помещения, при таком расположении мебели середина помещения остается для прохода.
На рис.10 и 11 показаны различные способы размещения мебели в функциональных зонах.
Рис.10. Различные системы размещения мебели в зоне переодевания детей грудного возраста
1 - стол туалетно-пеленальный; 2 - шкаф для одежды детей (с 10 мес до 2 лет)