Пособие по проектированию интерьера детских яслей-садов (к СНиП II-64-80)

Общие принципы организации интерьера основных помещений



1.20. Понятие "интерьер" (interieur - франц.) обозначает разумную организацию внутреннего пространства, созданного человеком для своего обитания и жизнедеятельности. Решение интерьера подразумевает его функциональную и эстетическую организацию в неразрывном и органическом единстве между собой.

1.21. Интерьер как важная составная часть архитектуры зданий оказывает большое воздействие на деятельность человека.

Интерьер существенно воздействует на психологический и эмоциональный настрой человека, формирует его вкус, организует его поведение.

В основе разработки интерьеров лежит сложная композиционная деятельность, включающая в себя: функциональное зонирование пространства всего здания и отдельных его помещений; художественное осмысление архитектурно-пространственной структуры и конструктивного решения здания; разработку цветовой композиции, естественного и искусственного освещения помещений, их декоративное оформление и многое другое. Таким образом, формирование интерьеров является весьма сложной профессиональной деятельностью, охватывающей широкий круг вопросов.

1.22. Каждый тип зданий характеризует определенная специфика в организации интерьеров. Она зависит от архитектурно-планировочной структуры здания, характера потребностей его обитателей, реальных условий строительства, уровня научно-технического прогресса, экономических возможностей на данном этапе строительства и ряда других факторов.

1.23. Решение интерьеров отражает материальные и духовные потребности общества. В частности, для интерьеров детских дошкольных учреждений должно быть характерно стремление максимально удовлетворить потребности общества во всестороннем развитии и воспитании (физическом, умственном, нравственном и эстетическом) детей дошкольного возраста.

1.24. Следует учитывать, что детские дошкольные учреждения относятся к объектам наиболее массового строительства. На их возведение, оборудование и художественное оформление государство ежегодно расходует огромные средства. Поэтому при разработке, формировании и преобразовании интерьеров следует использовать такие материалы, оборудование, мебель и художественные средства, которые при экономичном расходовании денежных и материальных затрат обеспечивают максимум функционального и эстетического эффекта.

1.25. Формирование интерьеров дошкольных учреждений является сложной многоаспектной проблемой. В ней соединяются социально-педагогические, экономические и архитектурно-художественные требования. Решение архитектурно-художественных задач не может быть понято в отрыве от социально-педагогических требований и учета реальных экономических возможностей данного этапа строительства.

Повышенная требовательность к формированию интерьеров дошкольных учреждений вполне оправдана, так как речь идет о создании полноценной по своей организации и художественно осмысленной среды, в которой происходит наиболее активный процесс формирования личности детей, и, в частности, становление их вкусов и эстетических представлений.

1.26. Художественное своеобразие общественных зданий, как правило, связано с наличием характерных элементов выразительности. Они присутствуют и в экстерьерах, и в интерьерах. Например, для железнодорожных вокзалов таким элементом экстерьера долгое время служила башня с часами, для театров - портик с атрибутами театральных масок, а в интерьере - художественно оформленные портал и эффектный занавес. К сожалению, за подавляющим большинством учебно-воспитательных зданий еще не закреплены какие-либо особые средства художественной выразительности. Это обедняет художественный облик экстерьеров и интерьеров. Поэтому необходимо разработать особые и в то же время органично присущие этим объектам средства художественной выразительности. Это поможет становлению художественного образа этих зданий и выразительности их интерьеров.

1.27. С первых лет жизни ребенка надо заботиться о том, чтобы среда общественных учреждений привлекала его к себе. Для этого необходимо четко видеть существенные отличия интерьеров дошкольных учреждений от интерьеров домашней среды, так как для большинства ребят детсадовского возраста характерно ежедневное пребывание и в домашних условиях, и в среде дошкольных учреждений. Постоянная смена среды пребывания порождает у них невольное их сопоставление.

1.28. Среда дошкольных учреждений (интерьера в том числе) целиком и полностью предназначена для детей и к нему приспособлена. В домашних условиях, наоборот, большинство предметов и помещений предназначено для взрослых. Порой даже пользование такими обыденными предметами, как, например, обеденный стол, для ребенка бывает затруднено из-за несоответствия размеров и требует для этого специальных "адаптеров". Одним из характерных примеров такого "адаптера" является, например, широко распространенный комбинированный стул и стол.

Преимущественная ориентация домашней среды на взрослых, а не на детей приводит к тому, что ребенок осваивает ее не сразу, а постепенно - в процессе своего развития и накопления жизненного опыта. Таким образом, "мир для них" (взрослых) он постепенно и частями превращает в "мир для себя". Следовательно, своеобразие домашней обстановки (с позиций ребенка) заключается в своей неполной открытости: многие ее вещи и даже целые помещения как бы хранят в себе до поры до времени какие-то непонятные для ребенка смыслы (тайны), которые он должен постепенно постигнуть.

В дошкольных учреждениях у большинства помещений и предметов скрытого от детей содержания нет: весь интерьер детских групповых помещений и вся их обстановка предназначены для детей, здесь все открыто и, как правило, полностью понятно. В силу этого качества интерьер дошкольных учреждений очень быстро осваивается детьми и становится для них малоинтересным. В результате предметно-пространственная среда этих учреждений меньше побуждает их развитие, меньше будоражит детскую любознательность. Поэтому при решении интерьеров дошкольных учреждений необходимо стремиться всячески избегать однозначности и примитивности в решении предметного окружения. Это требует тщательной функциональной и эстетической проработки помещений дошкольных учреждений.

1.29. Внутренняя планировка детских дошкольных помещений зависит от функционального их назначения, количества и возраста детей, пользующихся помещением одновременно.

Принципы объемно-пространственного решения основных помещений детских дошкольных учреждений заключаются в следующем:

для правильной организации учебно-воспитательных и рабочих процессов в дошкольном учреждении каждое помещение должно быть разделено в соответствии с основными рабочими процессами на определенные функциональные зоны, оборудованные соответствующей мебелью;

площади отдельных функциональных зон должны обязательно отвечать физиологической и анатомической структуре тела ребенка и взрослого человека (рис.8). На табл.3 указаны основные антропометрические показатели детей дошкольного возраста, на табл.4 - антропометрические данные взрослого человека;

размещение мебели должно обеспечивать удобство подхода и пользования ею, достаточное место для открывания дверок, выдвигания ящиков и т.д.;

для организации правильного графика движения в помещении последовательность размещения функциональных зон должна соответствовать последовательности рабочих процессов, происходящих в нем;

размещение мебели и оборудования должно обеспечивать удобное наблюдение за всеми детьми, находящимися в помещении, давать возможность подойти к каждому ребенку во время обслуживания или занятий;

для наиболее рациональной организации учебно-воспитательной работы должны быть обеспечены наиболее короткие связи между предметами мебели и оборудования в пределах каждой функциональной зоны;

организация условий для разнообразной деятельности детей связана с частой перестановкой мебели в помещении. Передвигание и переноска предметов загрязняют воздух групповых помещений, отнимают много времени и требуют больших физических затрат обслуживающего персонала. Поэтому при организации основных помещений детских дошкольных учреждений необходимо стремиться к максимальному сокращению количества перестановок отдельных предметов мебели в помещении. Это может быть достигнуто путем продуманной и целесообразной расстановки мебели в помещении, а также путем использования рациональных типов мебели и оборудования;

игра в дошкольном возрасте является очень важным видом деятельности детей, имеющим большое значение для их всестороннего развития.

Рис.8. Эргономические данные

а - работа на горизонтальных и вертикальных плоскостях в положении лежа и вертикальных
плоскостях в положении стоя; б - работа в положении сидя; в - проходы