1.11. Для создания полноценной архитектуры здания детского дошкольного учреждения проектировщику необходимо знание основных функциональных процессов, происходящих в каждом помещении, знание некоторых основ педагогики и медицины.
1.12. Назначение помещения - наиболее важный фактор, определяющий внутреннее содержание интерьера. Все помещения детских дошкольных учреждений можно разделить в соответствии с функциональным назначением на несколько групп: основные, общевоспитательные, служебно-бытовые, пищеблок, постирочная (рис.5).
Рис.5. Классификация помещений детских дошкольных учреждений
Среди общего числа помещений детских дошкольных учреждений основными являются помещения, непосредственно предназначенные для детей. Эти помещения различаются по составу и площадям в зависимости от того, для детей какого возраста они предназначены.
В табл.2 приводятся данные возрастного состава детей в дошкольных учреждениях различной вместимости.
Таблица 2
Вместимость яслей-садов | Количество групп | Количество детей в группе | Деление детей по возрасту |
А. Ясли | |||
25 | 1 | 10 | С 2 мес до 3 лет |
50 | 1 | 25(10+15) | С 2 мес до 3 лет |
90 | 1 | 20 | С 2 мес до 1,5 лет |
| 1 | 20 | С 1,5 до 3 лет |
140 | 1 | 20 | С 2 мес до 1,5 лет |
| 1 | 20 | С 1,5 до 3 лет |
1 | 20 | С 2 мес до 1 года | |
160 | 1 | 20 | С 1 года до 2 лет |
1 | 20 | С 2 до 3 лет | |
1 | 20 | С 2 мес до 1 года | |
280 | 1 | 20 | С 1 года до 2 лет |
2 | 20 | С 2 до 3 лет | |
2 | 20 | С 2 мес до 1 года | |
320 | 2 | 20 | С 1 года до 2 лет |
| 2 | 20 | С 2 до 3 лет |
1 | 10 | С 2 мес до 3 лет | |
25-50 | или | или | или |
1 | 25(10+15) | С 2 мес до 3 лет | |
1 | 25(10+15) | С 2 мес до 3 лет | |
50-95 | или | или | или |
1 | 25(10+15) | С 2 мес до 2 лет | |
1 | 20 | С 2 до 3 лет | |
1 | 20 | С 2 мес до 1,5 лет | |
1 | 20 | С 1,5 до 3 лет | |
90-180 | или | или | или |
1 | 20 | С 1 года до 2 лет | |
2 | 20 | С 2 до 3 лет | |
Б. Детский сад | |||
25 | 1 | 15 | С 3 до 7 лет |
50 | 1 | 25 | С 3 до 7 лет |
90 | 1 | 25 | С 3 до 5 лет |
| 1 | 25 | С 5 до 7 лет |
1 | 25 | С 3 до 4 лет | |
1 | 25 | С 4 до 5 лет | |
140 | 1 | 25 | С 5 до 6 лет |
1 | 25 | С 6 до 7 лет | |
1 | 25 | С 3 до 4 лет | |
1 | 25 | С 4 до 5 лет | |
160 | 1 | 25 | С 5 до 6 лет |
1 | 25 | С 6 до 7 лет | |
2 | 25 | С 3 до 4 лет | |
2 | 25 | С 4 до 5 лет | |
280 | 2 | 25 | С 5 до 6 лет |
2 | 25 | С 6 до 7 лет | |
2 | 25 | С 3 до 4 лет | |
2 | 25 | С 4 до 5 лет | |
320 | 2 | 25 | С 5 до 6 лет |
2 | 25 | С 6 до 7 лет | |
25-50 | 1 | 15 | С 3 до 7 лет |
| 1 | 25 | С 3 до 7 лет |
| или | или | или |
50-95 | 1 | 25 | С 3 до 5 лет |
1 | 25 | С 5 до 7 лет | |
1 | 25 | С 3 до 5 лет | |
1 | 25 | С 5 до 7 лет | |
| или | или | или |
90-180 |
|
|
|
1 | 25 | С 4 до 5 лет | |
1 | 25 | С 5 до 6 лет | |
1 | 25 | С 6 до 7 лет |
1.13. Для каждой группы детей в дошкольном учреждении предусмотрен ряд помещений, образующих групповую ячейку. Для группы детей ясельного возраста предназначены следующие помещения: приемная, игральная-столовая, спальня-веранда, буфетная комната, туалетные; для группы детей дошкольного возраста - раздевальная комната, групповая, спальня, буфетная комната, туалетные (рис.6).
Рис.6. Структура основных помещений дошкольных учреждений
1.14. Характер обслуживания детей и проведение учебно-воспитательных процессов в детском дошкольном учреждении имеют специфические особенности в каждой группе и зависят от возраста детей, объединенных в группу, и длительности их пребывания в дошкольном учреждении.
1.15. Приемные и раздевальные помещения имеют большое психологическое значение, так как в этих помещениях дети расстаются со своими родителями и в сопровождении воспитателя или самостоятельно отправляются в групповую комнату.
По функциональному использованию эти помещения можно разделить на две группы: 1) приемные комнаты для групп, содержащих детей ясельного возраста (от 2 мес до 2 лет), которые предназначаются для приема и выдачи детей родителям, ежедневного осмотра детей и регистрации их перед приемом в группу, переодевания, хранения верхней одежды детей, персонала и матерей, кормления детей грудного возраста; 2) приемные помещения для детей в возрасте от 2 до 3 лет и раздевальные помещения для детей в возрасте от 3 до 7 лет предназначаются для приема и выдачи детей родителям, самостоятельного переодевания детей, хранения верхней одежды детей и персонала.
В функциональном отношении приемные и раздевальные помещения должны отвечать следующим основным требованиям:
обеспечивать свободную коммуникацию, выполняя роль нейтральной территории, соединяющей отдельные помещения групповой ячейки (спальню, игральную-столовую или групповую, туалетную), со свободным выходом наружу;
выполнять роль гардероба, где хранится верхняя одежда детей и обслуживающего персонала и верхняя одежда матерей (в яслях).
1.16. Основными помещениями в групповых ячейках являются игральные-столовые и групповые комнаты.
Сложность формирования интерьеров этих помещений заключается в большом диапазоне их функций.