Пособие по проектированию интерьера детских яслей-садов (к СНиП II-64-80)

Особенности эксплуатации основных помещений дошкольных учреждений



1.11. Для создания полноценной архитектуры здания детского дошкольного учреждения проектировщику необходимо знание основных функциональных процессов, происходящих в каждом помещении, знание некоторых основ педагогики и медицины.

1.12. Назначение помещения - наиболее важный фактор, определяющий внутреннее содержание интерьера. Все помещения детских дошкольных учреждений можно разделить в соответствии с функциональным назначением на несколько групп: основные, общевоспитательные, служебно-бытовые, пищеблок, постирочная (рис.5).

Рис.5. Классификация помещений детских дошкольных учреждений


Среди общего числа помещений детских дошкольных учреждений основными являются помещения, непосредственно предназначенные для детей. Эти помещения различаются по составу и площадям в зависимости от того, для детей какого возраста они предназначены.

В табл.2 приводятся данные возрастного состава детей в дошкольных учреждениях различной вместимости.

Таблица 2

Вместимость яслей-садов

Количество групп

Количество детей в группе

Деление детей по возрасту

А. Ясли

25

1

10

С 2 мес до 3 лет

50

1

25(10+15)

С 2 мес до 3 лет

90

1

20

С 2 мес до 1,5 лет

  

1

20

С 1,5 до 3 лет

140

1

20

С 2 мес до 1,5 лет

  

1

20

С 1,5 до 3 лет


1

20

С 2 мес до 1 года

160

1

20

С 1 года до 2 лет


1

20

С 2 до 3 лет


1

20

С 2 мес до 1 года

280

1

20

С 1 года до 2 лет


2

20

С 2 до 3 лет


2

20

С 2 мес до 1 года

320

2

20

С 1 года до 2 лет

  

2

20

С 2 до 3 лет


1

10

С 2 мес до 3 лет

25-50

или

или

или


1

25(10+15)

С 2 мес до 3 лет


1

25(10+15)

С 2 мес до 3 лет

50-95

или

или

или


1

25(10+15)

С 2 мес до 2 лет


1

20

С 2 до 3 лет


1

20

С 2 мес до 1,5 лет


1

20

С 1,5 до 3 лет

90-180

или

1

или

20

или

С 2 мес до 1 года


1

20

С 1 года до 2 лет


2

20

С 2 до 3 лет

Б. Детский сад

25

1

15

С 3 до 7 лет

50

1

25

С 3 до 7 лет

90

1

25

С 3 до 5 лет

  

1

25

С 5 до 7 лет


1

25

С 3 до 4 лет


1

25

С 4 до 5 лет

140

1

25

С 5 до 6 лет


1

25

С 6 до 7 лет


1

25

С 3 до 4 лет


1

25

С 4 до 5 лет

160

1

25

С 5 до 6 лет


1

25

С 6 до 7 лет


2

25

С 3 до 4 лет


2

25

С 4 до 5 лет

280

2

25

С 5 до 6 лет


2

25

С 6 до 7 лет


2

25

С 3 до 4 лет


2

25

С 4 до 5 лет

320

2

25

С 5 до 6 лет


2

25

С 6 до 7 лет

25-50

1

или

1

15

или

25

С 3 до 7 лет

или

С 3 до 7 лет

  

1

25

С 3 до 7 лет

  

или

или

или

50-95

1

25

С 3 до 5 лет


1

25

С 5 до 7 лет


1

25

С 3 до 5 лет


1

25

С 5 до 7 лет

  

или

или

или

90-180


1


25


С 3 до 4 лет


1

25

С 4 до 5 лет


1

25

С 5 до 6 лет


1

25

С 6 до 7 лет



1.13. Для каждой группы детей в дошкольном учреждении предусмотрен ряд помещений, образующих групповую ячейку. Для группы детей ясельного возраста предназначены следующие помещения: приемная, игральная-столовая, спальня-веранда, буфетная комната, туалетные; для группы детей дошкольного возраста - раздевальная комната, групповая, спальня, буфетная комната, туалетные (рис.6).

Рис.6. Структура основных помещений дошкольных учреждений

1.14. Характер обслуживания детей и проведение учебно-воспитательных процессов в детском дошкольном учреждении имеют специфические особенности в каждой группе и зависят от возраста детей, объединенных в группу, и длительности их пребывания в дошкольном учреждении.

1.15. Приемные и раздевальные помещения имеют большое психологическое значение, так как в этих помещениях дети расстаются со своими родителями и в сопровождении воспитателя или самостоятельно отправляются в групповую комнату.

По функциональному использованию эти помещения можно разделить на две группы: 1) приемные комнаты для групп, содержащих детей ясельного возраста (от 2 мес до 2 лет), которые предназначаются для приема и выдачи детей родителям, ежедневного осмотра детей и регистрации их перед приемом в группу, переодевания, хранения верхней одежды детей, персонала и матерей, кормления детей грудного возраста; 2) приемные помещения для детей в возрасте от 2 до 3 лет и раздевальные помещения для детей в возрасте от 3 до 7 лет предназначаются для приема и выдачи детей родителям, самостоятельного переодевания детей, хранения верхней одежды детей и персонала.

В функциональном отношении приемные и раздевальные помещения должны отвечать следующим основным требованиям:

обеспечивать свободную коммуникацию, выполняя роль нейтральной территории, соединяющей отдельные помещения групповой ячейки (спальню, игральную-столовую или групповую, туалетную), со свободным выходом наружу;

выполнять роль гардероба, где хранится верхняя одежда детей и обслуживающего персонала и верхняя одежда матерей (в яслях).

1.16. Основными помещениями в групповых ячейках являются игральные-столовые и групповые комнаты.

Сложность формирования интерьеров этих помещений заключается в большом диапазоне их функций.