Пособие по проектированию интерьера детских яслей-садов (к СНиП II-64-80)


Современные типы зданий яслей-садов



1.1. Детские дошкольные учреждения являются объектами наиболее массового строительства общественных зданий. В целом по стране ежегодно строится 3-3,5 тыс. зданий яслей-садов, сооружение которых осуществляется в основном по типовым проектам. К началу 1980 г. в целом по стране детскими дошкольными учреждениями был обеспечен 41% детей дошкольного возраста, в городах - 54%, в сельской местности - 23%.

1.2. Построение сети детских дошкольных учреждений неразрывно связано с жилой застройкой. Действующими нормами главы СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов регламентируется размещение  яслей-садов в жилой застройке на обособленных участках, изолированных от улиц с интенсивным движением транспорта, с радиусом обслуживания не более 300 м. Общая площадь участка яслей-сада принимается из расчета 35-40 м на одного ребенка.

В последующие годы наряду с размещением яслей-садов общего типа при жилых группах получат распространение базовые ясли-сады и детские дошкольные центры, строящиеся в микрорайоне и обслуживающие детей из нескольких яслей-садов, расположенных в радиусе пешеходной доступности, а также детские учреждения в составе жилых комплексов с повышенным уровнем обслуживания. Базовые учреждения будут иметь более расширенный состав помещений, включающий плавательный бассейн, зрительный зал изостудию, игротеку и т.п., предназначенных для периодического использования всеми дошкольниками, проживающими в микрорайоне. В дальнейшем получит развитие комплексная организация сети дошкольных учреждений с включением специализированных учреждений для воспитания детей с нарушением физического и умственного развития (слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата), санаторно-оздоровительных учреждений для детей с ослабленным здоровьем после перенесенных заболеваний и загородных учреждений отдыха.

1.3. Совершенствование зданий яслей-садов заключается в расширении номенклатуры типов дошкольных учреждений, повышении комфорта зданий путем расширения состава и площадей помещений в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, улучшения микроклимата помещений, отделки, мебели, технологического и санитарно-технического оборудования.

1.4. В настоящее время в практике массового строительства применяются объединенные здания яслей-садов универсально назначения, которые в зависимости  от потребности в конкретных условиях могут использоваться для дневного или круглосуточного пребывания детей. Вместимость учреждений определяется количеством и соотношением ясельных и дошкольных групп. Нормативное количество детей в группах представлено в табл.1.

Таблица 1

Группы

Возраст

Количество мест в группе

1. Ясельные:



а) младшая



(первая группа раннего возраста)*

От 2 мес до 1 года

15

б) средняя



(вторая группа раннего возраста)*

От 1 до 2 лет

20

в) старшая



(первая младшая группа)*

От 2 до 3 лет

20

2. Дошкольные:

  

  

а) младшая



(вторая младшая группа)*

От 3 до 4 лет

25

б) средняя

От 4 до 5 лет

25

в) старшая

От 5 до 6 лет

25

г) подготовительная

От 6 до 7 лет

25

________________

* В скобках даны названия групп по "Программе воспитания в детском саду", утвержденной Министерством просвещения РСФСР.

1.5. Для строительства в городах и сельских населенных пунктах применяются здания различной вместимости от 1 группы (25 мест) до крупных комплексов на 24-26 групп (560-640 мест). Наиболее распространенными типами для строительства в городах являются ясли-сады на 6, 7, 12 и 14 групп (соответственно 140, 160, 280 и 320 мест). За последние годы наметилась тенденция укрупнения учреждений, наиболее массовыми в строительстве стали ясли-сады на 280 мест, в которых имеется 4 группы детей ясельного возраста и 8 дошкольных групп. Объединенные учреждения укрупненной вместимости обеспечивают значительные преимущества перед строившимися в предшествующие годы мелкими зданиями яслей и детских садов. В них осуществляется преемственность воспитания детей, обеспечивается более высокий уровень комфорта, они более экономичны в строительстве и эксплуатации. Наряду с этим укрупненные здания в большей степени отвечают современным градостроительным условиям, позволяя избегать излишнего дублирования однотипных учреждений и помещений в них.

В настоящее время для строительства в городах, и особенно в городах-новостройках, применяются и более крупные типы зданий яслей-садов на 320 мест - 14 групп. В этих зданиях имеются дополнительные помещения для двух ясельных групп, в том числе одной группы детей раннего ясельного возраста (до 1 года). По проектам яслей-садов на 320 мест выстроено много зданий в гг.Тольятти, Набережные Челны и др.

Комплексы зданий яслей-садов на 560 и 640 мест состоят из 5 корпусов: 2 корпусов с группами детей ясельного возраста на 80 или 120 мест каждый, 2 корпусов с дошкольными группами на 200 мест каждый и общего административно-хозяйственного блока. Преимуществами крупных комплексов являются централизация процессов приготовления пищи и стирки белья, административного управления. Кроме того, применение комплексов обеспечивает на 10-12% экономию земельной территории за счет объединения проездов и хозяйственных площадок, что чрезвычайно важно в условиях современных городов.

В сельской местности применяются преимущественно типовые проекты яслей-садов на 4 и 6 групп, т.е. 90 и 140 мест. Более мелкие типы на 1 и 2 группы строятся как самостоятельные здания, так и объединенные в одном здании с начальной школой на 40 или 80 учащихся. Однако и в сельской местности, там, где имеются крупные хозяйства, все более широкое применение получают здания на 12 групп - 280 мест.

1.6. Проекты зданий детских яслей-садов разрабатываются строго в соответствии с главой СНиП II-64-80 "Детские дошкольные учреждения", в которой регламентируются требования к генеральным планам, объемно-планировочным и конструктивным решениям, инженерному оборудованию зданий.

Детские ясли-сады проектируются главным образом в виде отдельно стоящих зданий или комплексов зданий. В условиях затесненной многоэтажной жилой застройки допускается пристраивать здания к торцам жилых домов при отсутствии на торцах окон жилых квартир.

Здания яслей-садов проектируются в один-два этажа с высотой 3 м от пола до потолка. В последние годы заметно расширяется практика строительства трехэтажных зданий, которые применяются в условиях сложного рельефа местности, затесненной сложившейся городской застройки, сложных грунтовых условий, а также в городах-новостройках с повышенным процентом дошкольников в общей численности населения.

Объемно-планировочное решение зданий детских яслей-садов принимается с учетом их функционального назначения, вместимости, а также климатических и других местных условий.

Помещения, предназначенные для детей ясельного возраста, размещаются, как правило, на первом этаже с самостоятельным входом с участка. Разрешается устройство общего входа для двух групп ясельного возраста при расположении их на втором этаже, а также в зданиях, проектируемых для Крайнего Севера. Для дошкольных групп может быть один вход на 4 группы.

В существующих зданиях дошкольных учреждений наиболее распространенными типами групповых ячеек являются: ячейки с шириной корпуса 12 м с угловым или односторонним освещением групповой (игральной), имеющие ориентацию по странам света Ю, В, Ю-В (Ю-3 при угловом освещении); ячейки с шириной корпуса 9 м с двусторонним освещением групповой (игральной), имеющие практически неограниченную ориентацию по странам света.

В зданиях яслей-садов вместимостью от 4 до 8 групп предусматривается зал для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75 м, в зданиях от 8 до 12 групп - площадью 100 м, в зданиях на 12 групп и более предусматриваются два раздельных зала для музыкальных и гимнастических занятий общей площадью 150 м (100+50, или 75х2). В крупных типах учреждений с двумя залами допускается их объединение с помощью раздвижной перегородки, при этом на случай раздельной эксплуатации перегородка должна быть звуконепроницаемой.

Более широкий состав общевоспитательных помещений (СНиП II-64-80 "Детские дошкольные учреждения") предусматривается в комплексах яслей-садов на 24-26 групп. Помимо двух залов в них допускается проектировать игротеку площадью 54 м, комнату для занятий по развитию речи с применением ТСО площадью 36 м, комнату изотворчества и ручного труда такой же площади. В будущем эти помещения будут предусматриваться и в учреждениях на 12-14 групп, что связано с повышением уровня учебно-воспитательной работы с дошкольниками и необходимостью проведения занятий с детьми старшей и подготовительной групп в специально оборудованных помещениях, оснащенных современными техническими средствами обучения.

1.7. В правильном физическом развитии и формировании организма детей важное место занимают занятия плаванием в дошкольном возрасте. Проектирование и строительство плавательных бассейнов в дошкольных учреждениях постепенно все прочнее и шире входит в практику массового строительства. Прежде всего это касается районов Крайнего Севера. Недостаток солнца и естественного света, ограниченность двигательной активности детей требуют создания в зданиях яслей-садов дополнительных комфортных условий, обеспечивающих компенсацию суровых природно-климатических условий и преодоление гиподинамии. Наиболее радикально это решается путем устройства в зданиях плавательных бассейнов. Действующими нормами (СНиП II-64-80 "Детские дошкольные учреждения") разрешается в зданиях, проектируемых для 1а, 1б и 1г климатических подрайонов, с количеством 12 групп и более проектировать плавательные бассейны с ванной 3х7 м. Площадь зала с ванной в этом случае составляет 50 м, и при нем предусматриваются раздевальная (14 м), две душевые, уборные, комнаты медсестры и тренера. В будущем при бассейне будет проектироваться искусственный пляж с оборудованием для игр детей, во время которых с помощью специальных эритемных ламп они будут получать ультрафиолетовые лучи.

Бассейны в дошкольных учреждениях строятся не только на Крайнем Севере, но также и в средней полосе, и в южных районах страны. Однако если на Севере их сооружение возможно в каждом учреждении на 6 групп и более, то в остальных районах, учитывая высокую единовременную и эксплуатационную стоимость бассейнов, рациональным является строительство более крупных бассейнов на несколько дошкольных учреждений. Такие бассейны с ванной 12,5х6 м могут размещаться в базовых яслях-садах, дошкольных центрах или в специальных блоках. Они рассчитываются на занятие одновременно одной дошкольной группы в течение 30 мин. За день такой бассейн может обслуживать 9 дошкольных групп, а в неделю - 54 группы. При условии занятия каждой группы два раза в неделю его смогут посещать дети 6 дошкольных учреждений, размещаемых в пределах 500 м от бассейна. Укрупнение бассейна позволит поднять и его уровень. При нем будут предусматриваться вестибюль с гардеробом, зал подготовительных занятий, раздевальные для мальчиков и девочек с туалетными и душевыми, методический кабинет-класс и служебные помещения. Когда на базе бассейна будет создан дошкольный центр, там уже возможно будет разместить игротеку площадью 54 м, зрительный зал на 125 мест с кинопроекционной, логопедический кабинет, изостудию и другие дополнительные помещения.

1.8. Важное значение при проектировании зданий яслей-садов имеет правильная организация естественного освещения и в особенности в помещениях с длительным пребыванием детей (игральных-столовых, групповых, залах, специальных комнатах для занятий). В основных помещениях пребывания детей коэффициент естественного освещения составляет 1,5%, что обеспечивается при соотношении площади оконных проемов к площади пола 1/3. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетных, а также в приемных и раздевальных, проектируемых для Крайнего Севера. Верхним светом могут быть освещены игротеки, бассейны, залы для музыкальных и гимнастических занятий (за исключением районов Крайнего Севера), верхним и боковым светом - комнаты для занятий изотворчеством.

1.9. Большое значение имеют природно-климатические особенности нашей страны. Выше уже указывалось на ряд особенностей зданий Крайнего Севера, которые выражаются в расширении состава, площадей отдельных помещений. Наряду с этим имеются и особенности объемно-планировочного решения. Здания для Крайнего Севера проектируются более компактными с минимальным количеством входов. В них предусматриваются специальные прогулочные веранды, где в период особо низких зимних температур дети могли бы гулять, а в районах с сильными ветрами и снегопадами предусматривается возможность присоединения яслей-садов к жилью отапливаемыми переходами.

Природно-климатические условия южных районов находят отражение главным образом в объемно-планировочном решении зданий. В этих районах допускается между основными группами помещений открытая связь или связь с помощью галерей. Для улучшения микроклимата применяются солнцезащитные устройства, а также средства затенения территории озеленением, в том числе и вертикальными малыми архитектурными формами, средствами обводнения.