ВСН 176-78
-----------------------
Минтрансстрой
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ДОПОЛНЕНИЕ N 1
к Инструкции по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб
Срок действия с 01.01.1985
по 01.01.1988*
РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИСом Минтрансстроя (д-р техн. наук Н.А.Перетрухин, кандидаты техн. наук В.П.Каменцев, Г.С.Рояк, П.М.Зелевич, Б.И.Нечаев, Л.Н.Слоев, М.Д.Харит, Г.Я.Волченков; канд. хим. наук Ф.Б.Глазман; инженеры Н.А.Сафронова, А.Е.Шукарева, С.В.Осина); Новосибирским филиалом ЦНИИСа (СибЦНИИСом) (канд. техн. наук А.С.Потапов; инженеры М.Г.Раткевич, Е.Ф.Казначеева, Ю.П.Куркин, З.М.Палькина, С.Е.Стунжа) при участии Союздорнии (инж. Ю.В.Пудов).
ВНЕСЕНЫ ЦНИИСом
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ отделом научно-исследовательских работ Главного технического управления Минтрансстроя.
СОГЛАСОВАНЫ Государственным комитетом СССР по делам строительства 24 сентября 1984 г. N ДП-4694-1, Главтранспроектом, ГУЖДС Урала и Сибири, Главзапсибдорстроем и Главстройпромом Минтрансстроя.
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством транспортного строительства 13 сентября 1984 г. N БВ-1517*.
________________
* Ограничение действия Дополнения N 1 снято.
Дополнения направлены на расширение области применения металлических гофрированных труб (МГТ) на автодорогах III и IV категорий в условиях тундры и лесотундры Западной Сибири и в других районах Советского Союза с аналогичными условиями.
1. Пункт 1.10. Абзац первый дополнить словами:
"при пропуске по автомобильной дороге транспортных средств и строительных машин с расчетной нагрузкой на ось свыше 100 кН (10 тс) наименьшую толщину засыпки над трубами назначают, руководствуясь указаниями п.5.82".
2. Пункт 2.8 после слов в скобках: "эпоксидно-каменноугольную эмаль" дополнить словами: "и другие эпоксидно-каменноугольные лакокрасочные материалы".
3. Пункт 3.6 дополнить абзацем следующего содержания:
"При пересечении автомобильной дорогой водотоков с малыми уклонами лога в тех случаях, когда ожидается, что большая часть осадки проявится в период отсыпки насыпи, допускается до засыпки трубы превышение отметок лотка в средней части над отметкой его на входе в трубу на величину не более чем половина расчетной осадки".
4. Пункт 4.16 дополнить абзацем следующего содержания:
"Многоочковые трубы допускается устраивать с расположением очков в разных уровнях, размещая часть очков (как правило, одно) в уровне русла водотока, а остальные - на отметке выше уровня меженных вод (рис.4а), что улучшает эксплуатационные характеристики сооружения".
5. Раздел 4 после пункта 4.16 дополнить пунктом 4.16а следующего содержания:
"4.16а. Для труб, располагаемых под насыпями, высота которых превышает предельно допускаемую по расчету при фактическом модуле деформации грунта засыпки, который может быть обеспечен при постройке трубы, следует предусматривать устройство жесткого слоя засыпки (из щебня или гравия, укрепленных цементным раствором, цементно-грунтовой смеси, монолитного или сборного бетона).
Жесткий слой, обеспечивающий увеличение бокового отпора грунта и ограничение деформаций поперечных сечений труб, устраивают только в средней, наиболее нагруженной части трубы в уровне горизонтального диаметра (рис.4б).
Засыпку трубы выше жесткого слоя допускается производить глинистыми грунтами, используемыми для отсыпки примыкающих участков насыпи.
Расчет жесткого слоя приведен в приложении 20".
Рис.4а. Многоочковая металлическая гофрированная труба с расположением очков в разных уровнях:
1 - очко, установленное на отметке русла водотока; 2 - очки, установленные над горизонтом меженных вод; 3 - насыпь; 4 - основание
Рис.4б. Металлическая гофрированная труба с жестким слоем:
1 - труба; 2 - грунт засыпки; 3 - жесткий слой; - диаметр трубы; - ширина жесткого слоя поперек трубы
6. Раздел 4, подраздел "Особенности конструирования труб на вечномерзлых и пучинистых грунтах" после пункта 4.19 дополнить пунктом 4.19а следующего содержания:
"4.19а. При проектировании труб, располагаемых на вечномерзлых грунтах, для трубы и примыкающих к ней участков насыпи рекомендуется применять один и тот же принцип использования грунтов в качестве основания.
Расчеты по прогнозу температурного режима в основании в зоне теплового влияния трубы следует выполнять в соответствии с дополнениями к приложению 13, приведенными для условий Западной Сибири (см. п.21 Дополнений)".
7. Пункт 4.20 после первого абзаца дополнить абзацем следующего содержания:
"На автомобильных дорогах металлические гофрированные трубы на вечномерзлых грунтах с температурой на глубине 10 м минус 1 °С и ниже, используемых в качестве основания в мерзлом состоянии, допускается применять независимо от категории просадочности грунтов и их мощности".
8. Пункт 4.22 дополнить текстом следующего содержания:
"На автомобильных дорогах металлические гофрированные трубы, располагаемые на оттаивающих вечномерзлых грунтах, допускается применять при условии, что суммарная величина осадки грунтов основания может быть компенсирована величиной строительного подъема.
В необходимых случаях при наличии в основании оттаивающих мерзлых грунтов II-IV категорий просадочности для соблюдения этого уровня следует разрабатывать индивидуальные проекты, предусматривая замену слабых или просадочных при оттаивании грунтов, а также другие меры по уменьшению глубины и неравномерности оттаивания. В случае замены слабых или просадочных при оттаивании мерзлых грунтов работы по отрытию котлована и устройству основания следует выполнять только в зимнее время".
9. Пункт 4.23 после первого абзаца дополнить абзацем следующего содержания:
"На автомобильных дорогах толщину подушки под трубой допускается принимать равной 0,2, но не менее 0,4 м".
10. Пункт 4.24 дополнить текстом следующего содержания:
"В качестве дополнительных мероприятий для создания наиболее холодного режима в основании и уменьшении глубины и неравномерности оттаивания следует предусматривать покрытие нижней части откосов насыпи (особенно южной экспозиции) на высоту, примерно равную диаметру трубы, слоем или призмой увлажненного торфа толщиной не менее одного метра на длине четырех диаметров трубы в каждую сторону от ее оси (для многоочковых труб - от оси крайнего очка); обеспечивать проветривание трубы в зимний период и другие мероприятия. В условиях большой снегозаносимости (в случаях, когда отверстие трубы полностью заносится снегом) для обеспечения проветривания труб необходимо предусматривать применение вентиляционных труб, концы которых выводятся за пределы снежных отложений, и других устройств, обеспечивающих отвод тепла из трубы в зимнее время".
11. Пункт 4.25 дополнить абзацем следующего содержания:
"На оттаивающих в период эксплуатации мерзлых грунтах основания осадка трубы на выходе по условию беспрепятственного отвода воды от нее не должна быть больше допустимой, при которой может быть обеспечено устройство отводящего русла с уклоном не менее 0,002".
12. Пункт 4.26 дополнить абзацем следующего содержания:
"Ширину полосы заменяемого грунта следует назначать в соответствии с указаниями п.4.10. При необходимости замены в основании оттаивающих мерзлых грунтов III-IV категорий просадочности ширина полосы заменяемого грунта принимается не менее величин, указанных в п.4.10, и не менее , где - диаметр трубы; - число очков; - расстояние в свету между очками".
13. Пункт 4.47. В таблице 5 последнюю позицию изложить в следующей редакции: