СП 2.4.990-00
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы
в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
Дата введения: с момента утверждения
1. РАЗРАБОТАНЫ: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева, Б.З.Воронова, М.И.Степанова, В.И.Белявская, Н.Н.Куинджи, З.И.Сазанюк, Г.М.Сапожникова, К.Э.Павлович, Г.А.Шаршаткина); при участии Российской медицинской академии последипломного образования МЗ РФ (А.Г.Сухарев, Л.Я.Каневская); НИИ дезинфектологии МЗ РФ (Л.С.Федорова, А.И.Фролова); Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского (В.П.Сергиев, Н.А.Романенко, А.И.Чернышенко); Федерального научного центра гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана (И.И.Пономаренко); Департамента госсанэпиднадзора МЗ РФ (Б.Г.Бокитько, М.Ф.Глазкова); Министерства образования РФ (Л.К.Сидорова, Л.П.Рябова, И.Н.Володина, Т.Г.Балашова); Российского института общественных зданий (В.И.Степанов).
2. РЕКОМЕНДОВАНЫ Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.
3. УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 ноября 2000 г.
4. В государственной регистрации не нуждаются, т.к. носят технический характер, новых правовых норм не содержат (письмо Минюста России от 14 декабря 2000 г. N 10936-ЮД).
5. ВВЕДЕНЫ ВЗАМЕН "Санитарных правил по устройству и содержанию детских домов", утвержденных Минздравом СССР 20.07.64.
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, законом Российской Федерации "Об образовании" от 5 января 1996 г., "Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.
Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предназначены для работников органов и учреждений госсанэпидслужбы, здравоохранения и образования.
2.1.1. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - интернатные учреждения), следует размещать на обособленных земельных участках в озелененных районах городов, пригородных зонах и сельской местности. Детские дома необходимо размещать вблизи общеобразовательных школ, при новом их строительстве с учетом радиуса пешеходной доступности - не более 500 м. Земельный участок интернатных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и наружное электрическое освещение при норме освещенности 10 лк на земле.
2.1.2. Площадь земельных участков интернатных учреждений, вне зависимости от их вместимости, должна составлять не менее 150 м на одного воспитанника, не считая площади хозяйственной зоны и площади застройки.
2.1.3. Земельный участок должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым и инсолируемым, иметь не менее двух въездов (основной и хозяйственный) и удобные подъездные пути.
2.1.4. Санитарные разрывы от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.
Санитарные разрывы между спальными и учебными корпусами в школах-интернатах должны составлять не более 50 м, от основных зданий интернатных учреждений до автомагистралей - не менее 150 м, до хозяйственной зоны - не менее 100 м, дорог местного значения - не менее 30 м.
Подходы к зданию, пути движения воспитанников на участке не должны пересекаться с проездными путями транспорта.
2.1.5. На земельном участке интернатных учреждений выделяют следующие функциональные зоны:
- зона застройки;
- физкультурно-спортивная;
- учебно-опытная;
- зона отдыха;
- хозяйственная зона.
В интернатных учреждениях смешанного типа выделяется зона групповых площадок для детей дошкольного возраста.
Для интернатных учреждений, расположенных в сельской местности, выделяется зона для подсобного хозяйства в непосредственной близости от этих учреждений.
Расстояние от ферм до жилых построек согласовывается территориальным центром госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) с учетом местной ситуации.
2.1.6. Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50% от общей площади территории интернатного учреждения. Во избежании снижения освещенности в помещениях, кустарники следует высаживать не ближе 5 м, а деревья - 10 м от здания. Ширина зеленой полосы со стороны улицы составляет 6 м, а с других сторон - 1,5 м. В целях предупреждения возникновения отравления при озеленении участка не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
2.1.7. Площадь групповой площадки для детей дошкольного возраста принимается из расчета не менее 7,2 м на одного ребенка.
Площадки закрепляются за каждой группой детей. Для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки устанавливается теневой навес площадью не менее 40 м. Полы делаются деревянными и устанавливаются на расстоянии не менее 15 см от земли.
В I, II, III климатических районах теневые навесы ограждаются с трех сторон, высота ограждения - не менее 1,5 м. В IА, IВ, IГ климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудуются отапливаемые прогулочные веранды.
2.1.8. Общая физкультурная площадка должна иметь площадь не менее 200 м, травяное покрытие и оборудоваться:
- беговой дорожкой длиной 30 м;
- ямой для прыжков (4х4);
- зоной для спортивных игр;
- зоной для проведения закаливающих мероприятий, хорошо инсолируемой в дневное время;
- зоной для гимнастических снарядов;
- площадкой для профилактики плоскостопия.
Групповые площадки по периметру участка соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м - для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения.
2.1.9. В III климатическом районе следует предусматривать устройство открытых ванн для обучения детей плаванию и плескательных ванн для игр детей, а также устройство гелиодушевых.
2.1.10. Физкультурно-спортивная зона для детей школьного возраста включает:
- площадки для спортивных игр (волейбола, баскетбола, тенниса);
- специализированную площадку (для гимнастики или занятий другого профиля);
- комбинированное поле для футбола, ручного мяча;
- два сектора для прыжков в высоту и длину;
- площадки для мини-футбола, хоккея, мини-волейбола, мини-тенниса, городков, лапты;
- бассейн (по возможности).
2.1.11. Устройство и оборудование площадок должно соответствовать росту и возрасту детей и исключать возможность травматизма детей во время игр и занятий.
2.1.12. Физкультурно-спортивную зону не размещают со стороны окон учебных помещений зданий интернатных учреждений.
Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон здания; при наличии ограждения площадок высотой 3 м расстояние от них может быть сокращено до 15 м, площадки для других видов физкультурно-спортивных занятий должны располагаться на расстоянии не менее 10 м.
2.1.13. Зона отдыха должна быть хорошо озеленена и располагаться вдали от источников шума (спортплощадок, гаражей, мастерских).
Состав, планировочная организация и оборудование площадок должны удовлетворять потребностям детей в различных видах игр.
Покрытие площадок должно быть хорошо дренирующим и беспыльным.
2.1.14. Учебно-опытная зона включает:
- участок овощных культур;
- участок плодово-ягодных культур;
- участок цветочно-декоративных растений;
- теплицу;
- живой уголок для мелких животных и птиц (животные и птицы обязательно должны проходить ветнадзор);
- площадку для занятий на воздухе (с навесом).
2.1.15. Площадь хозяйственной зоны принимается из расчета 3 м на 1 человека.
Хозяйственная зона располагается на границе земельного участка вдали от групповых и физкультурных площадок и изолируется от остальной территории зелеными насаждениями.
Хозяйственная зона имеет самостоятельный въезд с улицы, удобную связь с пищеблоком и постирочной.
На территории хозяйственной зоны могут размещаться: котельная с соответствующим хранилищем топлива, сооружения водоснабжения с санитарно-защитной зоной (при отсутствии центрального водоснабжения), гараж, овоще- фрукто- картофелехранилище, складские помещения; выделяются места для сушки белья и выбивания ковровых изделий.
На хозяйственном дворе располагаются мусоросборники на специальной бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от здания. Размер асфальтированной части площадки должен быть увеличен по отношению к площади мусоросборника на 1,5 м с каждой стороны.
2.2. Требования к зданию
2.2.1. Гигиенические требования к планировочной структуре здания исходят из содержания воспитательной работы с детьми и типа интернатного учреждения - традиционного воспитания и обучения детей в детских домах и школах-интернатах и нетрадиционного воспитания.
2.2.2. Интернатные учреждения традиционного типа:
2.2.2.1. Вместимость интернатных учреждений традиционного типа не должна превышать 300 мест, оптимальная вместимость детских домов - 60 мест.
Планировочное решение здания интернатного учреждения должно обеспечивать четкое деление на основные функциональные группы помещений: жилые, общевоспитательного назначения, медицинского обслуживания, административно-хозяйственные и бытовые с пищеблоком и постирочной. Для детей школьного возраста в детских домах, помимо перечисленных, выделяется группа помещений для внеучебных занятий: приготовления уроков, музыкальных и физкультурных занятий, трудовой деятельности и др.
Взаимное расположение отдельных групп помещений предусматривает удобные и короткие связи.
2.2.2.2. Интернатные учреждения размещают в отдельно стоящих зданиях, детские дома для детей дошкольного возраста - в двухэтажных зданиях, детские дома и школы-интернаты для детей школьного возраста и смешанного типа - в зданиях не более 3 этажей.
В детских домах смешанного типа допускается размещение дошкольных групп только ниже 3 этажа зданий.
2.2.2.3. В здании необходимо строго соблюдать принцип изоляции жилых помещений от административно-хозяйственных и помещений общего назначения, дошкольных групп от школьных, а также между группами детей дошкольного возраста.
2.2.2.4. В детских домах смешанного типа входы в здание для детей дошкольного и школьного возраста необходимо предусматривать раздельными.
В дошкольных детских домах одним входом могут пользоваться не более 4 дошкольных групп.
При небольшой вместимости (до 60 человек) допускается пользоваться общим входом детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также централизованным гардеробом с помещением для сушки одежды и обуви.
Наружные входы в здания оборудуются тамбурами: одним - в IIIБ климатическом подрайоне, двойным - в IB, IД, II и III климатических районах, тройным тамбуром под углом - в IA, IБ и IГ климатических подрайонах (наружная дверь должна открываться вовнутрь).
2.2.2.5. При входе в здание интернатного учреждения располагаются гардероб для персонала и посетителей и гостиная для встречи детей с родственниками (площадь не менее 12 м), санитарный узел с умывальником.
2.2.2.6. Комплекс помещений, необходимый для проживания группы детей, проектируется по принципу жилой ячейки.
Необходимый состав и площади помещений, входящих в жилые ячейки для детей разного возраста в интернатных учреждениях, приведены в табл.2.1.
Площади помещений спальных, раздевальных и гардеробных в интернатных учреждениях, размещаемых в IA, IБ и IГ климатических подрайонах, следует увеличивать на 10%.