Статус документа
Статус документа

Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации. (Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89)

6. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ



6.1. В состав учебных заведений последипломного обучения исходя из функционального назначения включаются следующие основные группы помещений: учебные кабинеты и лаборатории, аудитории, чертежные залы, библиотека, научные подразделения, административно-хозяйственные помещения, предприятия общественного питания, помещения медицинского обслуживания, помещения культурно-бытового обслуживания, общежитие гостиничного типа. Кроме того, в состав института повышения квалификации может входить информационно-технический центр, включающий вычислительный центр, кинофотолабораторию, телелабораторию, рис.105.


Рис.105. Взаимосвязь функционально-планировочных групп помещений

1 - потоки слушателей; 2 - то же, сотрудников; 3 - потоки грузов и материалов; 4 - центральная ЭВМ;
5 - выносливые дисплеи; 6 - линии связи и информации



6.2. Состав и площади учебных помещений следует определять по расчетному числу слушателей, кратному величине учебной группы с учетом учебных планов. Состав и площади обслуживающей группы помещений следует рассчитывать по суммарному количеству слушателей, преподавателей, научных сотрудников и обслуживающего персонала.

6.3. Для ориентировочного расчета площадей института повышения квалификации следует применять удельные показатели строительного объема, нормируемой и общей площади на одного слушателя, приведенные в табл.43.

Таблица 43

Расчетное количество слушателей

Нормируемая площадь, м

Общая площадь, м

Строительный объем, м

Св. 200 до 300

8,0

13,3

53,3

  "   300   "   500

7,7

12,8

51,3

  "   500   "   800

7,5

12,5

50,0

  "   800   “   1200

7,3

12,2

48,7

      1200

7,2

12,0

48,0



6.4. Для зданий средней и большой вместимости и в качестве основного варианта желательно использовать компактные объемно-планировочные решения. Композиция здания в этом случае строится на сопоставлении объемов учебного (учебно-научного) корпуса и жилого корпуса предельной этажности соответственно 9 и 16 этажей, объединенных двух-трехэтажным блоком обслуживающего корпуса, рис.106-107.


Рис.106. Вертикальное размещение функциональных групп помещений (Япония). Разрез.

1 - административные помещения и помещения обслуживания; 2 - учебные помещения; 3 - жилые помещения


Рис.107. Московский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности (архитекторы Н.Устинович, О.Чернышев, Ю.Кошелев и др.). Пример выделения функциональных блоков

а - план 1-го этажа; б - план 2-го этажа; 1 - вестибюль; 2 - столовая; 3 - библиотека;
4 - учебный кабинет; 5 - выставочный зал; 6 - административные помещения



6.5. Учебные заведения вместимостью от 500 до 900 слушателей желательно проектировать в составе двух корпусов - учебного и жилого.

В зданиях учебных заведений вместимостью более 900 слушателей в отдельный корпус (блок) желательно выделять, кроме того, обслуживающие помещения, общие для слушателей и сотрудников - столовую, библиотеку, информационно-вычислительный центр (рис.108)


Рис.108. Пример компактного размещения с выделением функциональных блоков. Институт повышения квалификации специалистов профтехобразования РСФСР в г.Горьком

а - вариант высотного решения жилого блока (архит. О.П.Одинцова) ; б - вариант высотного решения учебного
блока (архит. А.М.Гарнец); 1 - учебные помещения; 2 - административно-хозяйственные помещения;
3 - библиотека; 4 - информационно-технический центр; 5 - общежитие гостиничного типа; 6 - конференц-зал;
7 - столовая; 8 - автостоянки; 9 - перспективное развитие; 10 - хозяйственные постройки

6.6. В зависимости от места размещения зданий в структуре города его объемно-планировочное решение меняется.

При размещении здания в центральном или прилегающем к центру районе целесообразны компактные решения (рис.109).


Рис.109. Пример компактного решения с использованием существующего здания (США)

а - общий вид; б - план 2-го этажа; 1 - учебные помещения; 2 - библиотека (существующее здание)



При размещении здания на периферии города более приемлемыми являются замкнутые или блочные объемно-планировочные решения. В этом случае этажность учебно-научного корпуса целесообразно снизить до 2 - 4 этажей, а жилого - оставить, как и в предыдущем случае, 12 - 16 этажным. Обслуживающие помещения в этом случае можно решить в виде корпуса-вставки, связывающего блоки учебно-научного и жилого корпусов (см. рис.106-107).