6.1. В состав учебных заведений последипломного обучения исходя из функционального назначения включаются следующие основные группы помещений: учебные кабинеты и лаборатории, аудитории, чертежные залы, библиотека, научные подразделения, административно-хозяйственные помещения, предприятия общественного питания, помещения медицинского обслуживания, помещения культурно-бытового обслуживания, общежитие гостиничного типа. Кроме того, в состав института повышения квалификации может входить информационно-технический центр, включающий вычислительный центр, кинофотолабораторию, телелабораторию, рис.105.
Рис.105. Взаимосвязь функционально-планировочных групп помещений
1 - потоки слушателей; 2 - то же, сотрудников; 3 - потоки грузов и материалов; 4 - центральная ЭВМ;
5 - выносливые дисплеи; 6 - линии связи и информации
6.2. Состав и площади учебных помещений следует определять по расчетному числу слушателей, кратному величине учебной группы с учетом учебных планов. Состав и площади обслуживающей группы помещений следует рассчитывать по суммарному количеству слушателей, преподавателей, научных сотрудников и обслуживающего персонала.
6.3. Для ориентировочного расчета площадей института повышения квалификации следует применять удельные показатели строительного объема, нормируемой и общей площади на одного слушателя, приведенные в табл.43.
Таблица 43
Расчетное количество слушателей | Нормируемая площадь, м | Общая площадь, м | Строительный объем, м |
Св. 200 до 300 | 8,0 | 13,3 | 53,3 |
" 300 " 500 | 7,7 | 12,8 | 51,3 |
" 500 " 800 | 7,5 | 12,5 | 50,0 |
" 800 “ 1200 | 7,3 | 12,2 | 48,7 |
1200 | 7,2 | 12,0 | 48,0 |
6.4. Для зданий средней и большой вместимости и в качестве основного варианта желательно использовать компактные объемно-планировочные решения. Композиция здания в этом случае строится на сопоставлении объемов учебного (учебно-научного) корпуса и жилого корпуса предельной этажности соответственно 9 и 16 этажей, объединенных двух-трехэтажным блоком обслуживающего корпуса, рис.106-107.
Рис.106. Вертикальное размещение функциональных групп помещений (Япония). Разрез.
1 - административные помещения и помещения обслуживания; 2 - учебные помещения; 3 - жилые помещения
Рис.107. Московский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности (архитекторы Н.Устинович, О.Чернышев, Ю.Кошелев и др.). Пример выделения функциональных блоков
а - план 1-го этажа; б - план 2-го этажа; 1 - вестибюль; 2 - столовая; 3 - библиотека;
4 - учебный кабинет; 5 - выставочный зал; 6 - административные помещения
6.5. Учебные заведения вместимостью от 500 до 900 слушателей желательно проектировать в составе двух корпусов - учебного и жилого.
В зданиях учебных заведений вместимостью более 900 слушателей в отдельный корпус (блок) желательно выделять, кроме того, обслуживающие помещения, общие для слушателей и сотрудников - столовую, библиотеку, информационно-вычислительный центр (рис.108)
Рис.108. Пример компактного размещения с выделением функциональных блоков. Институт повышения квалификации специалистов профтехобразования РСФСР в г.Горьком
а - вариант высотного решения жилого блока (архит. О.П.Одинцова) ; б - вариант высотного решения учебного
блока (архит. А.М.Гарнец); 1 - учебные помещения; 2 - административно-хозяйственные помещения;
3 - библиотека; 4 - информационно-технический центр; 5 - общежитие гостиничного типа; 6 - конференц-зал;
7 - столовая; 8 - автостоянки; 9 - перспективное развитие; 10 - хозяйственные постройки
6.6. В зависимости от места размещения зданий в структуре города его объемно-планировочное решение меняется.
При размещении здания в центральном или прилегающем к центру районе целесообразны компактные решения (рис.109).
Рис.109. Пример компактного решения с использованием существующего здания (США)
а - общий вид; б - план 2-го этажа; 1 - учебные помещения; 2 - библиотека (существующее здание)
При размещении здания на периферии города более приемлемыми являются замкнутые или блочные объемно-планировочные решения. В этом случае этажность учебно-научного корпуса целесообразно снизить до 2 - 4 этажей, а жилого - оставить, как и в предыдущем случае, 12 - 16 этажным. Обслуживающие помещения в этом случае можно решить в виде корпуса-вставки, связывающего блоки учебно-научного и жилого корпусов (см. рис.106-107).