Риc.53. Крестообразные блок-секции
а-д - примеры планировки; е - принцип компоновки учебного корпуса
Рис.54. Блок-секции точечного типа
а, б, в - примеры планировки; г-е - варианты компоновки учебных корпусов
Рис.55. Примеры планировки системы учебно-научных корпусов из унифицированных блоков-секций
с шахматной системой у коммуникаций при модуле (7,5+7,5)х6 м. Архитектор Г.Цытович
а - система учебных и научных корпусов в проекте МГТУ им. Н.Э.Баумана;
б - то же; в проекте новых учебных корпусов МГУ им. М.В.Ломоносова (вариант)
3.43. Рекомендуемыми модульными сетками при проектировании массовых корпусов и блоков кафедр можно считать следующие:
1. для учебно-лабораторных корпусов технических вузов - (7,2+3+7,2)х6 м; (7,2+3+7,2)х7,2 м; (7,5+3+7,5)х6 м; (9+9)х6 м;
2. для учебно-лабораторных корпусов гуманитарных вузов - (6+3+6)х6 м; (7,5+7,5)х6 м; а также (6+4,5+6)х6 м;
3. для специализированных и мастерских: (9+3+9)х6 м; (12+3+12)х6 м и другие крупные пролеты более 9 м.
3.44. Вертикальные трубопроводы (стояки) внутренних инженерно-технических систем (кроме газа), как правило, следует прокладывать в коммуникационных шахтах, которые могут быть: продольные - вдоль коридора (односторонние или двухсторонние), поперечные и центральные в соответствии с конструктивно-планировочной структурой здания и технологическими требованиями. Ширина коммуникационных шахт должна обеспечить доступ к инженерным коммуникациям для их ремонта и дополнительной прокладки без нарушения учебного процесса и эвакуационных путей из здания. Шахты должны быть выполнены из несгораемых материалов с пределом огнестойкости 0,5 ч.
Рекомендуется ширина вертикальных коммуникационных шахт:
непроходные продольные двухсторонние с доступом со стороны коридора - 0,4-0,8 м;
проходные продольные односторонние - 1,2-2 м;
поперечные проходные - 2,0-2,8 м;
центральные - по расчету.
Допускается устройство наружных коммуникационных шахт при соответствующем климатическом и технологическом обосновании.
3.45. Для вузов, имеющих технологию с вредными выбросами, взрывопожароопасными, радиоактивными веществами, необходимо предусматривать с двух сторон коридора проходные коммуникационные шахты с возможностью замены в них инженерных коммуникаций, а также их обслуживания. При устройстве проходной коммуникационной шахты с одной стороны коридора необходимо предусматривать подвесные потолки в коридоре и обеспечивать взрывопожарную безопасность воздуховодов, пересекающих коридор.
3.46. Здания и сооружения высших учебных заведений вследствие их разнохарактерного функционального назначения, различных объемно-планировочных решений, габаритных размеров и нагрузок требуют разнообразных конструктивных проектных решений и, как правило, выполняются по индивидуальным проектам.
Конструкции зданий вузов проектируются с учетом СНиП 2.02.01-83 "Основания зданий и сооружений”, СНиП 2.02.03-85 "Свайные фундаменты", СНиП 2.01.07-85 "Нагрузки и воздействия", СНиП II-3-79 "Строительная теплотехника".
3.47. Технологический расчет состава и площадей помещений высших учебных заведений, их назначение, оснащение технологическим оборудованием и мебелью, техническими средствами обучения, требования к условиям эксплуатации и размещению подробно рассмотрены в "Пособии по проектированию технологического и инженерного обеспечения зданий вузов и институтов повышения квалификации".
УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ И ЛАБОРАТОРИИ
3.48. Площадь учебных кабинетов и лабораторий ориентировочно принимается по удельным показателям на одно место: в учебных кабинетах - не менее 2,2 м, в лабораториях общеобразовательного профиля - 4,6 м
, в лабораториях и кабинетах технического профиля - 6-8 м
.
На рис.56, 57, 58, 59 приведены планировки учебных кабинетов и лабораторий. Величины регламентируемых параметров приведены в табл.9 (к рис.56).
Рис.56. Регламентируемые параметры планировки учебных помещений
а - лаборатории; б - аудитории